Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Джордж Гершвин.

*Тапёр (фр. tapeur, от taper — «хлопать», «стучать») — пианист, игравший в танцевальных залах, сопровождавший показ немых кинофильмов и т. д.

**Бродвей — улица в Нью-Йорке; на ней расположены популярные театры и мюзик-холлы.

***Синкопа (от греч. «синкопе'» — «обрубание», «сокращение») — ритмический рисунок, в котором ударение приходится на слабую долю такта.

181

 

 

ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН

(1918—1990)

Значительное явление американской музыкальной культуры XX в. — творчество Леонарда Бернстайна. В такие «классические» жанры, как опера, балет, симфония, он вводил элементы джаза и фольклора разных народов. Музыку композитора отличает блестящее знание законов каждого жанра и чувство такта в использовании «неклассических» мелодий и ритмов: автор вводит их ровно столько, сколько нужно для создания эффектного, запоминающегося образа. При этом общий серьёзный характер музыки не нарушается. Яркий пример подобных сочинений — месса для хора и оркестра (1971 г.): Бернстайн не побоялся включить в духовное сочинение ритмы рок-н-ролла.

Самое известное произведение Леонарда Бернстайна — мюзикл «Вестсайдская история» (1957 г.). В основу сочинения лёг сюжет трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», но действие перенесено в послевоенный Нью-Йорк, в один из самых бедных и опасных районов города — Вест-сайд. Главные герои оказались представителями двух враждующих группировок — коренных американцев и эмигрантов из Пуэрто-Рико. Характер сюжета позволил композитору ввести в музыку немало фрагментов, основанных на интонациях и ритмах латиноамериканских танцев; контраст этим эпизодам составляет лирическая линия, показывающая чувства влюблённых. Специфический характер мелодий, требующих не оперных, а эстрадных голосов, сочетается с приёмами развития музыкального действия, характерными для опер и симфоний (система лейтмотивов, развёрнутые арии и дуэты, сложная партия оркестра).

Леонард Бернстайн был выдающимся дирижёром. Он работал (1943— 1969 гг.) с одним из лучших коллективов США — Нью-йоркским филармоническим оркестром. Бернстайн дирижировал самыми разными произведениями, но наибольших высот он достиг в исполнении современной музыки, особенно сочинений Д. Д. Шостаковича.

Леонард Бернстайн.

«Порги и Бесс» по пьесе Дебоса и Дороти Хейуорд «Порги». Заказал это сочинение самый знаменитый оперный театр США — Метрополитен-опера (Нью-Йорк). Одним из главных условий было использование чисто американского сюжета. Однако премьера прошла в маленьком театре Бостона почти незаметно. Объяснение столь странной ситуации кроется, возможно, в том, что «чисто американским сюжетом» оказалась история из жизни негритянского квартала. В таком выборе проявилось понимание автором огромной роли

афроамериканской культуры в формировании музыкальных традиций Америки. В музыке оперы Гершвин соединил «классические» средства с интонациями джаза.

Опера рассказывает о любви безногого инвалида Порги к молодой женщине Бесс, которая не смогла оценить силу и чистоту чувства героя и предпочла ему вульгарного щеголя. Отношения главных героев показаны психологически правдиво и с удивительной деликатностью. Столь же проникновенно обрисованы второстепенные персонажи. Каждый герой важен и дорог композитору: один из самых запоминающихся номеров оперы — колыбельная Клары (написана в традициях блюза) принадлежит персонажу именно второго плана. Особую роль в опере играет речитатив, максимально приближённый к вокальной джазовой импровизации. Несмотря на огромную роль лирических эпизодов, действие развивается стремительно, и напряжённое внимание слушателя к поворотам сюжета не ослабевает до последнего звука.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz