Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Жизнь Джорджа Гершвина была очень короткой (он прожил тридцать восемь лет), и смерть наступила в момент расцвета его дарования. Творческий опыт композитора уникален, и повторить его в точности не удалось пока никому. Однако в целом путь, найденный Гершвином (соединение различных сфер музыки), оказался плодотворным для американской культуры и привёл к таким замечательным явлениям, как мюзиклы Леонарда Бернстайна.

ЭЙТОР ВИЛА-ЛОБОС

(1887—1959)

Творчество бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса — выдающееся явление в истории музыки Латинской Америки. Подобно любому мастеру, ставшему основоположником национальной композиторской школы, в своих сочинения он широ-

182

 

 

ко использовал фольклорные традиции и опыт европейских музыкантов.

Эйтор Вила-Лобос родился в Рио-де-Жанейро и первые уроки музыки получил от отца — школьного учителя. В ходе теоретических занятий он познакомился с немецкой и французской музыкой конца XIX в. Однако решающее значение имела встреча с Дариусом Мийо, работавшим секретарём французского посольства в Бразилии. Благодаря Мийо Вила-Лобос впервые услышал произведения Клода Дебюсси, и испытанное потрясение послужило в дальнейшем мощным импульсом для творчества. Так, под впечатлением от сюиты Дебюсси «Детский уголок» была написана фортепианная сюита «Мир ребёнка» (1918 г.). Важную роль в становлении стиля композитора сыграла работа в шорос — ансамблях уличных музыкантов. Именно там Вила-Лобос узнал и по-настоящему полюбил народную музыку.

Чтобы глубоко изучить фольклор, композитор совершил два путешествия по стране (1904—1905 и 1910— 1912 гг.). Полученный опыт оказался столь ценен, что позднее мастер любил говорить: «Моим учебником гармонии стала карта Бразилии». Международное признание пришло к Вила-Лобосу в 30-х гг. Огромный резонанс имел его авторский концерт в Париже (1924 г.). «Нас двое варваров в Париже — я и Вила-Лобос», — писал С.С. Прокофьев, имея в виду необычные для европейцев экзотическую красочность и темперамент музыки бразильского композитора.

Творческое наследие Вила-Лобоса велико: он создал девять опер, пятнадцать балетов, двенадцать симфоний, восемнадцать программных симфонических поэм, инструментальные концерты и т. д. Настоящим шедевром можно назвать цикл из девяти сюит для различных составов инструментов под названием «Бразильские бахианы» (1944 г.). Непосредственным прототипом «Бахиан» можно считать «Бранденбургские концерты» Баха: они также написаны для разных составов оркестра и весьма свободны по формам. В музыке сюит нашла отражение важнейшая черта бразильского фольклора — любовь к необычным звуковым краскам. Вила-Лобос особенно ценит «чистую» красоту тембра, в каждой сюите он отдаёт предпочтение определённой группе инструментов. Так, в седьмой бахиане на первом месте — деревянные духовые, а во второй и пятой — виолончели. Степень сложности музыки различна — от простых и незатейливых наигрышей до композиций, необычных по составу гармоний и рисунку мелодий. По настроению бахианы делятся на лирические и жанрово-танцевальные. Последние близки по форме к сюитам Баха, но роли алеманды, куранты или сарабанды исполняют темпераментные бразильские танцы.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz