Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

К «Бразильским бахианам» близок по форме цикл «Шорос» (1929 г.), состоящий из четырнадцати сюит для камерных ансамблей. В музыке в классических формах представлены традиции народного уличного музицирования. Вила-Лобос тонко чувствовал сложную природу бразильского фольклора — в нём переплелись интонации музыки индейцев, негров и португальцев. Поэтому композитор использует сложные ритмы, сочетания различных ладов, необычные комбинации инструментов.

Эйтор Вила-Лобос.

183

 

 

В музыке «Шорос» особенно привлекает дух импровизационности, без которого не может жить народная традиция: развитие тем построено так, словно музыканты сочиняют произведение на глазах у слушателя.

Сложны и интересны симфонические поэмы Вила-Лобоса. Программы связаны либо с картинами природы («Горы Бразилии», 1944 г.), либо с общими размышлениями о жизни («Одиссея мира», 1945 г.). В поэмах соединились элементы разных стилей — позднего романтизма, импрессионизма и даже неоклассицизма. В симфонической музыке композитора хорошо чувствуется ладовое мышление, во многом близкое творчеству Хиндемита и Бартока. В основу лада положен ряд из двенадцати звуков, один из которых является тональным центром. При этом нет чётко выраженного мажора и минора.

Эйтор Вила-Лобос не ограничивался сочинением музыки. Он был прекрасным симфоническим и хоровым дирижёром, много преподавал, основал ряд средних и высших учебных заведений, в частности Бразильскую музыкальную академию. Вила-Лобос — автор превосходных учебных пособий по музыке. Много сил композитор отдавал популяризации в Бразилии лучших образцов европейской музыки, особенно французских композиторов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Словом авангард (от фр. avantgarde — «передовой отряд») принято обозначать художественные течения, представители которых используют новые, необычные формы и выразительные средства, отказываются от общепринятых в искусстве законов. Движение музыкального авангарда охватывает 50—90-е гг. XX столетия. Оно возникло после Второй мировой войны далеко не случайно: потрясения военного времени, а затем и резкое изменение уклада жизни вызвали разочарование в нравственных и культурных ценностях предшествующих эпох. Представителям поколения 50—60-х гг. хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык

Поиски новых методов творчества вызвали к жизни немало необычных стилей. В 50-х гг. возникла электронная музыка. Композиторы в качестве «классических» инструментов используют электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику — магнитофон, синтезатор, а в последние годы — компьютер. На синтезаторе удаётся получить наибольшее число звуковых эффектов; иногда этот материал, записанный на магнитофон, сочетают с «живым» звучанием голоса или инструмента. Появление электронной музыки было вызвано желанием привлечь внимание к «классике» миллионов любителей эстрады и рока (где электронным инструментам принадлежит ведущее место). Однако композиторы, работающие в этой области, преследуют и другую цель. Они пытаются исследовать сложные отношения человека с миром техники, которая всё сильнее подчиняет сознание людей. «Живой» диалог музыканта с его электронным «двойником» в наиболее талантливых произведениях обретает глубокий символический смысл.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz