Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Алеаторика и сонорика появились под влиянием сюрреализма — стиля, существующего с 20-х гг. в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Он основан на изучении подсознания. Художники-сюрреалисты исследуют сны, галлюцинации, необычные психические состояния человека, когда он не контролирует собственные действия. В такие моменты человек способен и на разрушение, и на созидание. Таким образом, творчество, в представлении сюрреалистов, оказывается стихийным процессом. Алеаторика показывает, как стихия фантазии исполнителя вторгается в замысел композитора и в результате рождается новое произведение, а сонорика даёт богатейшие возможности для выражения сложнейших психических состояний.

МИНИМАЛИЗМ

Минимализм (от лат. minimus — «наименьший») известен с 60-х гг. Главная идея этого музыкального стиля — создать произведение, основанное на очень маленьких изменениях в высоте одного звука или аккорда. Такая музыка требует от слушателя умения погружаться не в собственные впечатления от сочинения, а в жизнь звуков. Не случайно у этого направления есть ещё одно название — медитативная музыка.

185

 

 

 

Пьер Булёз.

занимался ещё в мастерской французского архитектора Ле Корбюзье. Движение авангарда насчитывает немало крупных имён. Одно из них — французский композитор Пьер Булёз. Он родился в 1925 г., музыкальное образование получил в Парижской консерватории в классе Оливье Мессиана. Творческую жизнь Булёз начинал как сторонник серийной техники Арнольда Шёнберга, затем стал использовать пуантилизм — метод композиции, при котором музыкальная ткань создаётся из коротких звуков — точек, разъединённых паузами. Отсюда название: французское слово point в переводе значит «точка». Так построен цикл пьес «Структуры» (1952— 1961 гг.) для двух фортепиано или произведение для голоса и инструментального ансамбля «Молоток без мастера» (1954 г.). В музыке Булёза есть также элементы сонорики и алеаторики.

Значительную роль в становлении авангардной музыки сыграл другой ученик Мессиана — немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (родился в 1928 г.). Он много работал с электронной музыкой. Например, произведение «Пение отроков» (1956 г.) предназначено для пяти магнитофонов, а в вокальной пьесе «Спираль» (1969 г.) «живое» пение певца соединено с шумами радиоприёмника. Под влиянием восточных музыкальных традиций композитор пришёл к мысли, что музыка должна быть построена на импровизации, которая введёт слушателя в состояние абсолютного покоя и сосредоточенности на «чистой» жизни звука (т. е. в состояние, близкое к медитации). Давая исполнителю полную свободу, Штокхаузен порой вообще не пишет нотного текста. Так, партитура сочинения «Семь дней» (1968 г.) содержит только словесные указания типа: «Возьми аккорд», «Держи аккорд», «Ни о чём не думай» и т. п. Любопытным экспериментом стал цикл «Свет», длящийся семь вечеров. Каждая часть носит название одного из дней недели и представляет собой сценическое действо с элементами оперы, балета и хеппенинга (персонажи имитируют игру на разных инструментах, не издавая при этом ни звука).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz