Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Интересен творческий путь венгерского композитора Дьёрдя Лигети (родился в 1923 г.). В 50-х гг. он начинал как последователь Бартока, затем прошёл через увлечение электронной музыкой, в конце 50-х гг. создал метод статической сонорики. Суть метода заключается в следу-

Карлхайнц Штокхаузен.

186

 

 

ющем. Произведение строится на звучании одного сонора, в котором изменяют высоту каждого звука; изменения эти едва различимы. Тем самым слушатель надолго погружается в однородную звуковую массу. Таковы пьесы для оркестра «Видения» (1959 г.), «Атмосферы» (1961 г.), а также реквием (1965 г.). В 70— 80-х гг. Лигети, сохранив художественные приёмы авангардной музыки, обратился к традиционным жанрам: написал струнные квартеты, пьесы для фортепиано, органа и других инструментов.

Технические находки авангарда активно применял итальянский композитор Луиджи Ноно (1924—1990). Его творчество — яркий пример того, что формы авангардного искусства подходят для выражения исторически значимого содержания. Участник движения Сопротивления, композитор много размышлял о духовных последствиях войны, и эти размышления воплотил в кантатах «Прерванная песня» (1956 г.; на тексты писем казнённых участников Сопротивления) и «Польский дневник» (1959 г.). Здесь он явно использовал элементы алеаторики и сонорики. Кантата «Помни, что тебе сделали в Освенциме» (1987 г.) написана для сопрано, детского хора и магнитофона. Серьёзный философский смысл Ноно вложил в оркестровую пьесу «Дороги нет, но надо идти вперёд» (1960 г.), ставшую своеобразным символом минимализма. На протяжении всего сочинения различные группы инструментов играют одну ноту (соль) с небольшими (меньше полутона) повышениями и понижениями. Иногда в музыкальную ткань вклиниваются короткие соло ударных, а в конце весь оркестр соединяется в абсолютно чистом звучании ноты соль. Смысл пьесы можно понимать двояко: рисуется или тупик, когда музыка словно исчерпала себя, или, напротив, символ высшей простоты, когда одна нота вмещает в себя весь звуковой мир.

Многие крупные мастера авангарда занимались музыкальной теорией, преподаванием, выступали с лекциями.

Луиджи Ноно.

Например, Карлхайнц Штокхаузен серьёзно исследовал проблемы психологии музыкального творчества, а Пьер Булёз создал и возглавил Институт исследований музыкально-акустических проблем в Париже.

ДЖАЗ

В XX столетии в США появился новый вид музыкального искусства — джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов).

В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор — это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, поэтому импровизация — это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки. Смысл её заключается не в результате, а в процессе. Говоря об импровизации, можно провести аналогию с живым языком, на котором мы говорим. Импровизация — это


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz