|
Эскиз
декораций к спектаклю «Паганини» на музыку С. В.
Рахманинова. Постановка Большого театра, Москва. Автограф
партитуры Рапсодии на тему Паганини. 154 ганини
(к нему обращались многие композиторы XIX столетия) воспринимается как образ творчества, романтического
вдохновения. Что же касается темы «Дня гнева», то обычно её понимают как
размышление о смерти. Однако в произведении Рахманинова, развиваясь параллельно
теме каприса, а нередко и переплетаясь с ней, она говорит не столько о смерти,
сколько о вечности и бессмертии, путь к которому лежит через творческое
озарение. Важное место в творчестве композитора занимает вокальная музыка. Уже
в дипломной работе — одноактной опере «Алеко» ( звукопись, которая требует от исполнителя виртуозной игры. Мастер
вокальной миниатюры, Рахманинов свободно владел и крупными формами. Ему
принадлежат две кантаты — «Весна» ( Алеко. Цыганка. Эскизы костюмов к опере «Цыганка». НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ МЕТНЕР (1880—1951) В творчестве Николая Карловича Метнера — композитора и
пианиста органично соединились традиции классицизма и романтизма. Он окончил
Московскую консерваторию ( Основа творчества Метнера — вокальные и фортепианные
миниатюры. Композитор создал жанр сказки в фортепианной музыке. В своих
сочинениях он обращался к миру природы и фантастики («Сказка о птицах», «Сказка
эльфов»), либо их героями становились люди («Шарманщик», «Нищий» и др.). В творческом наследии Метнера много романсов. Самые
известные — «Цветок засохший» на стихи А.С. Пушкина и «Бессонница» на стихи
Фёдора Ивановича Тютчева. Николай Карлович Метнер. 155 и
Всенощное бдение (оба Творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры. Русским музыкантам оно позволяет почувствовать свою глубокую связь с европейскими традициями, а для музыкантов Запада Рахманинов открывает Россию — показывает её подлинные духовные богатства. |