Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Эскиз декораций к спектаклю «Паганини» на музыку

С. В. Рахманинова. Постановка Большого театра, Москва. 1960 г.

Автограф партитуры Рапсодии на тему Паганини.

154

 

 

ганини (к нему обращались многие композиторы XIX столетия) воспринимается как образ творчества, романтического вдохновения. Что же касается темы «Дня гнева», то обычно её понимают как размышление о смерти. Однако в произведении Рахманинова, развиваясь параллельно теме каприса, а нередко и переплетаясь с ней, она говорит не столько о смерти, сколько о вечности и бессмертии, путь к которому лежит через творческое озарение. Важное место в творчестве композитора занимает вокальная музыка. Уже в дипломной работе — одноактной опере «Алеко» (1893 г.; по поэме А.С. Пушкина «Цыганы») чувствуется мастерство, умение писать для голоса. Любимым вокальным жанром Рахманинова стал романс (всего их написано около восьмидесяти). Образы и музыкальные краски этих сочинений заставляют вспомнить традиции русского символизма — не случайно Рахманинов часто обращался к произведениям поэта-символиста Константина Дмитриевича Бальмонта. Значительная часть романсов создана на стихи, содержащие пейзажные зарисовки. Вокальная партия основана, как правило, на мелодии — сложной по рисунку, но в то же время отличающейся отточенной, ясной формой. Партия фортепиано — тончайшая

звукопись, которая требует от исполнителя виртуозной игры.

Мастер вокальной миниатюры, Рахманинов свободно владел и крупными формами. Ему принадлежат две кантаты — «Весна» (1902 г.) на стихи Николая Алексеевича Некрасова и «Колокола» (1913 г.) на стихи американского писателя Эдгара По (перевод К. Д. Бальмонта). Большую роль композитор сыграл в развитии русской духовной музыки. Он создал два монументальных произведения — Литургию Иоанна Златоуста

Алеко. Цыганка. Эскизы костюмов к опере «Цыганка».

НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ МЕТНЕР

(1880—1951)

В творчестве Николая Карловича Метнера — композитора и пианиста органично соединились традиции классицизма и романтизма. Он окончил Московскую консерваторию (1900 г.) по классам фортепиано и теории музыки и с 1904 г. гастролировал по России и за рубежом с сольными программами и в качестве аккомпаниатора. В 1909—1910 и 1915—1921 гг. Метнер был профессором Московской консерватории; с 1921 г. жил за границей, где также много выступал.

Основа творчества Метнера — вокальные и фортепианные миниатюры. Композитор создал жанр сказки в фортепианной музыке. В своих сочинениях он обращался к миру природы и фантастики («Сказка о птицах», «Сказка эльфов»), либо их героями становились люди («Шарманщик», «Нищий» и др.).

В творческом наследии Метнера много романсов. Самые известные — «Цветок засохший» на стихи А.С. Пушкина и «Бессонница» на стихи Фёдора Ивановича Тютчева.

Николай Карлович Метнер.

155

 

 

и Всенощное бдение (оба 1915 г.). В основу сочинений положены знаменные распевы.

Творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры. Русским музыкантам оно позволяет почувствовать свою глубокую связь с европейскими традициями, а для музыкантов Запада Рахманинов открывает Россию — показывает её подлинные духовные богатства.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz