Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Скотт Джоплин.

ским; Гленна Миллера (1904—1944), который добавил в группу саксофонов кларнет, отчего вся группа приобрела мягкий тембр.

В 40-х гг. среди больших оркестров на первый план вышли два коллектива — Дюка Эллингтона и Каунта Бейси (Уильям Бейси, 1904—1984). Эллингтон использовал оркестр как инструмент для воплощения собственных идей. В его репертуаре были программные произведения крупных форм, где композитор успешно экспериментировал с новыми, необычными звучаниями. У Бейси музыканты сами виртуозно пользовались приёмами аранжировки по ходу

игры. Другой отличительной чертой оркестра был ритм, который создавался слитным звучанием контрабаса, акустической гитары и райд-тарелки.

Участие в биг-бендах резко повысило мастерство музыкантов, добавило им кругозора и творческой фантазии. В начале 40-х гг. саксофонист Чарли Паркер (Чарлз Кристофер Паркер, 1920—1955), выступая с такими же молодыми, как и он сам, музыкантами, заиграл по-иному. В его сольных партиях обогатилась гармония, аккорды стали сложнее, поэтому появилась дополнительная возможность их интерпретации.

Каунт Бейси.

Диззи Гиллеспи.

Чарли Паркер.

191

 

 

БЛЮЗ

Блюз (англ. blues, от blue devils — «меланхолия», «уныние» или от to feel blue — «печалиться») — песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Он возник во второй половине XIX в. на основе вокального фольклора чёрных американцев, прежде всего трудовых песен, которыми сопровождалась работа в поле, рубка леса и т. д. Первоначально блюзовые музыканты пели под аккомпанемент банджо или гитары. Музыка, которую они исполняли, получила название сельский блюз. Позднее, со становлением блюза как жанра профессиональной музыки, появился городской, или классический, блюз, который звучал в сопровождении инструментального ансамбля.

В 20-х гг. XX столетия в городском блюзе сложилась характерная поэтическая и музыкальная структура — блюзовая форма, оставшаяся в дальнейшем неизменной. Каждый куплет песни, построенный по принципу вопроса-ответа, содержит три строки, причём две первые обычно одинаковы. За каждой строкой следует короткая инструментальная партия. Таким образом, двойной «вопрос» певца (первые две строки) получает не только «ответ» (последняя строка), но и «комментарии» солирующего инструмента или ансамбля (инструментальные партии). Стихотворная строка и инструментальная партия укладываются в четыре такта, а весь куплет — в двенадцать. Двенадцатитактная структура блюза подчиняется строгой гармонической последовательности (первые четыре такта — тоника, вторые — субдоминанта и тоника, третьи — доминанта и тоника).

Главная выразительная черта блюза — так называемые блюзовые ноты (соответствуют III и VII ступеням европейской гаммы). Они не принадлежат к мажору или минору, а располагаются по высоте между ними. Поэтому «блюзовые ноты» нельзя извлечь на инструменте с устойчивой высотой звуков (например, на фортепиано — они не совпадают со звучанием клавиш), но это можно сделать на гитаре, потянув струну.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz