Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Постоянная, неменяющаяся структура блюза сочетается с вокальной и инструментальной импровизацией. Поэтическое содержание может быть разным, но чаще всего рассказывается о событиях обычной жизни; произведения печальны по настроению.

Бесси Смит.

Выдающимися исполнителями блюза были певицы Ма Рейни (Гертруда Малисса Никс Причард, 1886—1939), Бесси Смит (Элизабет Смит, около 1894—1937); певцы, гитаристы и композиторы Джон Ли Хукер (родился в 191 7 г.), Би Би Кинг (Райли Би Кинг, родился в 1925 г.) и другие музыканты. Черты блюза использовали многие композиторы XX столетия. К этому жанру восходит большинство направлений джаза и рок-музыки.

Телониус Монк.

Примеру Паркера последовали другие чёрные музыканты — трубач Диззи Гиллеспи (Джон Бёркс Гиллеспи, 1917—1993) и пианист Телониус Монк (1920—1982). Новый стиль получил название бибоп (от англ. be bop — «звукоподражание»), или боп. Сложные по мелодике и ритмике мелодии бибопа сначала оставляли в недоумении не только публику, но даже музыкантов: многие видели в такой музыке беспорядочный набор звуков. Подобное восприятие сейчас кажется странным, ведь исполнители бибопа часто использовали гармонические структуры старых джазовых тем. В частности, они вернулись к блюзам, почти забытым в эпоху свинга. Бибоп дал мощный толчок качественно новым творческим поискам.

В 50-х гг. XX столетия в противовес нервному, «горячему» бибопу возник уравновешенный, спокойный стиль кул (от англ. cool — «прохладный»). Появились и другие, региональные стили, различавшиеся тембрами, характером свинга, общим настроением.

Настоящая революция произошла тогда, когда развился ладовый, или модальный, джаз, в котором импровизация строилась на ладовых принципах азиатской музыки. Главными представителями этого направления были трубач Майлс Дейвис (1926—1991) и саксофонист Джон Колтрейн (1926—1967).

Вслед за отказом от европейской ладовой системы саксофонист Орнетт Колман (родился в 1930 г.) отверг и азиатскую: он предложил сво-

192

 

 

Джон Колтрейн.

Орнетт Колман.

Джон Маклафлин.

бодный джаз. Дорога к всевозможным экспериментам была открыта, любые новации приветствовались.

В конце 60-х гг. Майлс Дейвис первым из джазовых музыкантов обратился к ритмам рок-музыки и стал использовать электрогитары и электронные клавишные инструменты. К его опытам присоединились американские ансамбли «Чикаго» (англ. Chicago) и «Кровь, пот и слёзы» (англ. Blood, Sweat and Tears). В них наряду с электромузыкальными инструментами (обычными для рок-музыки) были представлены духовые, на которых играли музыканты-импровизаторы. Так возникло новое направление — джаз-рок.

Пик популярности джаз-рока на Западе пришёлся на 70-е гг., когда его представители обратились к традициям народов, музыка которых не была причастна к становлению джаза. Например, английский гитарист и композитор Джон Маклафлин (известен также под именем Махавишну, родился в 1941 г.) в своём творчестве разрабатывал индуистские философские и музыкальные идеи. Сплав различных этнических влияний получил название фъюжн (от англ. fusion — «слияние», «сплав»).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz