Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Сцена из оперы «Огненный ангел». Пермь. 1983 г.

С.С. Прокофьев и С.М. Эйзенштейн.

211

 

Г.С. Уланова в роли Джульетты в балете «Ромео и Джульетта».

Ромео. Эскиз костюма к балету «Ромео и Джульетта».

на глубокое чувство. О её любви к Ромео рассказывают протяжённые, певучие темы; они звучат то нежно и затаённо у отдельных групп инструментов, то мощно у всего состава оркестра. Индивидуальными характеристиками наделены персонажи второго плана — Меркуцио, Тибальд, патер Лоренцо. Музыка передаёт все повороты сюжета, например трагический эпизод ссоры Ромео и Меркуцио с Тибальдом, так точно и ярко, что происходящее на сцене становится ясным и без хореографии.

Оперное творчество Прокофьева 30—40-х гг. — это попытка разобраться в исторических проблемах, в понятиях «героизм» и «патриотизм», очень важных для композитора, принципиально не пожелавшего жить вдали от родины. Опера «Война и мир» (1943 г.), написанная по роману Л. Н. Толстого, решена в русле исторической традиции русской оперной музыки XIX в. Грандиозное по размерам сочинение рассчитано на исполнение в течение двух вечеров (позднее автор сделал укороченную редакцию). В опере гармонично соединились две основные линии русской оперной музыки: традиции лирико-психологической драмы (взаимоотношения главных героев) и героико-эпической оперы (рассказ о событиях Отечественной войны 1812 г.). В музыке преобладает эпическое начало. Это чувствуется, например, в необычном вступлении к опере: звучит не оркестровая музыка, а мощный хоровой речитатив на абсолютно «неоперный» текст Толстого («Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»). Раскрывая внутреннюю жизнь героев, Прокофьев предельно деликатен и психологически тонок. Так, первый диалог Наташи Ростовой и князя Андрея (вторая картина) идёт под звуки нежного вальса; и тот же ритм вальса, но уже другая по характеру музыка — томная, вкрадчивая — сопровождает объяснение Наташи с Анатолем Курагиным (шестая картина). В сцене предсмертного монолога князя Андрея (двенадцатая картина) бессвязные речитативные фразы героя накладываются на назойливый мотив, исполняемый хором за сценой. И это помогает психологически точно передать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью.

В развитии действия Прокофьев чередует арии и дуэты с монументальными хорами и речитативными сценами. Яркий пример тому — сцена военного совета в Филях (десятая картина). Этот эпизод первоначаль-

Джульетта и кормилица. Эскиз костюмов к балету «Ромео и Джульетта».

212

 

 

Пьер. Наташа. Кутузов. Князь Андреи. Эскизы костюмов к опере «Война и мир».

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН

(1903—1978)

Творчество Арама Ильича Хачатуряна составляет важную часть, как русской, так и армянской музыкальной культуры XX в. Музыку композитора, яркую и темпераментную, можно сравнить с живописными полотнами его соотечественника — художника Мартироса Сергеевича Сарьяна. Выпускник Московской консерватории (1934 г.), ученик Н.Я. Мясковского, Хачатурян блестяще знал русскую и европейскую классику, фольклор народов Закавказья. Выразительный пример соединения этих традиций — концерты для фортепиано и скрипки (1940 г.) и виолончели (1946 г.). Основные темы произведений основаны на интонациях армянского фольклора, а разработаны они по законам сонатно-симфонического цикла. Ярким национальным колоритом отличается музыка балета «Гаянэ» (1957 г.); один из номеров — «Танец с саблями» стал популярной концертной пьесой.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz