|
Система
интонаций многих хоровых произведений разработана на основе народной музыки.
Композитор часто строит мелодии на коротких мотивах, напоминающих народные
напевы, использует интонации, присущие конкретным жанрам сельского фольклора
(лирическим песням-«страданиям», хороводным и плясовым песням). Яркий пример
обращения Свиридова к фольклору — кантата «Курские песни» ( подлинных
народных напевов для городского жителя. Автор с помощью оригинальной
гармонизации заставляет почувствовать эмоциональную глубину сочинения. Г.
В. Свиридов одним из первых средствами музыки заговорил о трагичности жизни
современной русской деревни — не случайно так близка композитору была поэзия
Есенина. Особое
место в музыке Свиридова занимают произведения, связанные с творчеством А. С.
Пушкина: хоровой концерт «Пушкинский венок» ( Свиридов
много работал и в области камерной вокальной лирики. Он создавал циклы песен на
стихи не только русских, но и европейских поэтов (Уильяма Шекспира, Роберта
Бёрнса). Музыка основана на декламации, причём элементы декламационности
проникают даже в фортепианную партию. Знакомые поэтические образы в сочинениях
композитора предстают в необычном свете, автор словно заставляет слушателя
заново прочитать стихи. Георгий
Васильевич Свиридов. 215 ОПЕРЫ ШОСТАКОВИЧА Выдающееся
явление в развитии музыкального театра XX
столетия — оперы Д. Д. Шостаковича. Опера «Нос» ( Опера
«Леди Макбет Мценского уезда» ( Эскиз
декораций к опере «Нос». Катерина.
Эскиз костюма к опере «Катерина Измайлова». |