Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Система интонаций многих хоровых произведений разработана на основе народной музыки. Композитор часто строит мелодии на коротких мотивах, напоминающих народные напевы, использует интонации, присущие конкретным жанрам сельского фольклора (лирическим песням-«страданиям», хороводным и плясовым песням). Яркий пример обращения Свиридова к фольклору — кантата «Курские песни» (1964 г.). Сочинение представляет собой обработку семи песен, записанных в фольклорной экспедиции 1954 г. в Курской области. Разные по содержанию и настроению, они объединены общей сюжетной линией — историей любви девушки к молодому парню и последующей нелёгкой жизни с ним в замужестве. «Классическое» звучание хора и симфонического оркестра не сглаживает, а, наоборот, обостряет непривычность звучания

подлинных народных напевов для городского жителя. Автор с помощью оригинальной гармонизации заставляет почувствовать эмоциональную глубину сочинения.

Г. В. Свиридов одним из первых средствами музыки заговорил о трагичности жизни современной русской деревни — не случайно так близка композитору была поэзия Есенина.

Особое место в музыке Свиридова занимают произведения, связанные с творчеством А. С. Пушкина: хоровой концерт «Пушкинский венок» (1979 г.) и оркестровый цикл «Метель» (1974 г.; музыкальные иллюстрации к одноимённой пушкинской повести). Пушкин для композитора — поэт, который смог выразить лучшие черты русского человека: гармоничное восприятие мира, способность тонко чувствовать. Произведения воссоздают атмосферу пушкинской эпохи, темы и мелодии близки к камерной музыке того времени.

Свиридов много работал и в области камерной вокальной лирики. Он создавал циклы песен на стихи не только русских, но и европейских поэтов (Уильяма Шекспира, Роберта Бёрнса). Музыка основана на декламации, причём элементы декламационности проникают даже в фортепианную партию. Знакомые поэтические образы в сочинениях композитора предстают в необычном свете, автор словно заставляет слушателя заново прочитать стихи.

 

Георгий Васильевич Свиридов.

215

 

 

ОПЕРЫ ШОСТАКОВИЧА

Выдающееся явление в развитии музыкального театра XX столетия — оперы Д. Д. Шостаковича. Опера «Нос» (1928 г.), написанная по одноимённой повести Н. В. Гоголя, стала экспериментом по созданию необычного для русской сцены типа спектакля — оперы-сатиры. Шостакович продолжил поиски, начатые М.П. Мусоргским в незаконченной опере «Женитьба» и отчасти Н. А. Римским-Корсаковым в «Золотом петушке». Композитор обратился к принципиально «неоперному» сюжету — без лирических героев и так называемой любовной линии. Действие развивается стремительно, речитатив порой похож на скороговорку, ансамбли поражают резкостью звучания. Фантастический сюжет повести Гоголя представлен в музыке как блестящая карикатура на обывательские нравы.

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1934 г.; во второй редакции «Катерина Измайлова», 1956 г.)

Эскиз декораций к опере «Нос».

Катерина. Эскиз костюма к опере «Катерина Измайлова».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz