Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В области симфонической музыки Скрябин также обращался в основном к жанру поэмы. Первая — «Поэма экстаза» (1907 г.) представляет собой большое одночастное произведение в сонатной форме. Однако от традиционных сочинений такого рода оно отличается обилием тем, каждая из которых передаёт конкретное состояние человека и имеет название («тема томления», «тема воли», «тема мечты» и т. п.). Композитор создал стихотворную программу, но не стал публиковать её в партитуре, не желая «давить» на восприятие слушателя. Замысел поэмы, впрочем, ясен и без слов: это произведение о том, как душа человека проходит путь от неясных предчувствий и мечтаний к высшей духовной радости, обретая огромную энергию и силу.

Важным символом стал для автора образ античного мифологического героя Прометея, принёсшего людям с Олимпа (жилища богов) огонь. В представлении Скрябина огонь Прометея — явление не столько физического, сколько духовного порядка: речь идёт о «Божественном огне творчества», который, загораясь в душе художника, делает его подобным Творцу.

В творческом наследии композитора симфоническая поэма «Прометей» (подзаголовок — «Поэма огня», 1910 г.) — одно из самых смелых произведений. Оно написано для очень большого состава оркестра, фортепиано и хора. Виртуозную партию солирующего инструмента и партию хора автор рассматривал как оркестровые голоса (не случайно хор поёт без слов). В исполнении поэмы должен был участвовать необычный инструмент — «световая клавиатура», существовавшая в момент создания сочинения только

Титульный лист партитуры

симфонической поэмы «Прометей». Берлин — Москва. 1911 г.

157

 

 

в воображении автора. Скрябин обладал уникальной способностью — так называемым цветовым слухом (когда каждая тональность связана в сознании с определённым цветом) и хотел создать не только звуковой, но и зрительный образ духовного огня, преображающего человека. Композитор предполагал, что если каждую клавишу соединить с источником света, то по ходу произведения в зал можно будет посылать разноцветные лучи.

В обеих поэмах Скрябин выступает как блестящий знаток оркестра. Для каждой из своих идей он находит присущий только ей тембр. Так, состояние покоя, размышления передаётся через звучание струнных (среди которых нередко выделяется солирующая скрипка), а волевые, энергичные темы поручаются, как правило, трубам. Много нового есть и в гармоническом языке поэм. Музыка «Прометея» построена на неизвестном прежде сочетании из шести звуков, получившем позже название «прометеевский аккорд». Проходя через всё произведение, он объединяет в целое большое число тем и придаёт им своеобразное звучание.

РУССКИЕ СЕЗОНЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Гастрольные выступления русской оперы и балета — Русские сезоны за границей (1908—1914 гг.) — состоялись во многом благодаря Сергею Павловичу Дягилеву (1872—1929). Профессиональным музыкантом, художником или театральным режиссёром Дягилев не был, но, тем не менее, оказал большое влияние на развитие русской культуры рубежа XIXXX вв. Он был одним из основателей творческого объединения художников «Мир искусства» (1898 г.) и редактором журнала, выходившего под тем же названием.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz