Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Сергей. Эскиз костюма к опере «Катерина Измайлова».

написана по одноименной повести Н.М. Лескова. Литературный источник автор переосмыслил с учётом оперных традиций. Героиня Лескова — существо жестокое и алчное: увлёкшись молоденьким приказчиком Сергеем, она убивает свёкра, мужа и маленького племянника — свидетелей её измены. В опере же Катерина наделена способностью любить, это психологически интересный, сложный характер. И наоборот, окружающие люди — семья, прислуга, наглый и корыстный Сергей, жители города — показаны в обличительных тонах, в духе пьес А. Н. Островского. В музыке оперы переплелось трагическое и сатирическое. Для характеристики окружения Катерины композитор использует интонации польки и галопа, реплики отдельных персонажей похожи на опереточные куплеты. Им противопоставлена глубокая и эмоциональная партия Катерины, основанная на ариях-монологах. В начале действия ариям присущи интонации бытового романса, а в финальном монологе героини (Катерина приходит к страшному осознанию своей вины) музыка приобретает декламационный характер, поражая суровостью. Большое значение имеют оркестровые антракты между действиями, рассказывающие о будущих событиях.

форме, но вместо разработки автор даёт большой фрагмент, основанный на новой теме, условно называемой «темой нашествия». По форме этот фрагмент является вариациями на неизменную мелодию; он построен по тому же принципу, что и знаменитое «Болеро» Равеля. Сначала тема нашествия звучит у флейт — тихий незатейливый наигрыш под лёгкий аккомпанемент ударных. Затем она не один раз повторяется, и с каждым повторением увеличивается число исполняющих инструментов; в результате тема превращается в зловещий марш, который играет весь оркестр. Напряжение темы нашествия переходит на репризу — почти все мажорные темы экспозиции звучат в миноре, усиливая таким образом трагическое содержание части. Интересен финал симфонии. Он завершается медленной, торжественной по характеру темой победы, торжества над злом. Однако в музыке столько строгости и неиз-

216

 

 

житой скорби, что слушатель понимает: речь идёт о победе, одержанной ценой жизни. Композитор отказался от первоначальной идеи дать каждой части название («Война», «Воспоминания», «Родные просторы», «Победа») и ограничился обобщённым подзаголовком. Тем самым он сделал содержание симфонии более глубоким, связал своё сочинение не только с конкретными военными событиями, но и с общими размышлениями о борьбе человека с силами зла.

В Тринадцатой и Четырнадцатой симфониях Шостакович впервые в русской музыке воплотил опыт соединения жанра симфонии с серьёзным поэтическим текстом (известный по Девятой симфонии Бетховена, «Песне о земле» Малера и др.). Тринадцатая симфония (1962 г.) названа композитором «вокально-симфонической сюитой». Это монументальное пятичастное музыкальное полотно для мужского хора, оркестра и солиста-баса написано на стихи поэта Евгения Александровича Евтушенко. Выразительные и публицистически острые стихотворения затрагивают темы, о которых в начале 60-х гг. говорить было небезопасно: антисемитизм (первая часть, «Бабий Яр»), бедность (третья часть, «В магазине»), сталинские репрессии (шестая часть, «Страхи»). Масштабная и драматически напряжённая музыка симфонии обогащает содержание текста. Это сочинение — редкий пример открытого выражения композитором своей гражданской позиции в музыке.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz