Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Самое трагичное произведение Шостаковича — Четырнадцатая симфония (1969 г.). Она посвящена размышлениям о жизни и смерти. Композитор говорил, что замысел возник у него под влиянием работы над оркестровкой вокального цикла М П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» — он решил создать продолжение этого сочинения. Четырнадцатая симфония — это цикл из одиннадцати частей, предназначенный для двух певцов (сопрано и бас) и камерного оркестра. Шостакович

Д.Д. Шостакович работает над Седьмой симфонией.

Афиша Седьмой симфонии. Ленинград. 1942 г.

Д. Д. Шостакович и Е.А. Евтушенко после

исполнения Тринадцатой симфонии.

Большой зал консерватории. Москва. 1962 г.

*Бабий Яр — местность под Киевом, где были найдены массовые захоронения евреев, убитых фашистами во время оккупации.

217

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Развитие музыкального авангарда в России началось позже, чем на Западе, — на рубеже 60—70-х гг. Один из ярких представителей этого движения в нашей стране — Альфред Гарриевич Шнитке (1934— 1999). Он работал в очень разных жанрах — от симфоний до музыки к художественным фильмам. Свободно владея методами и стилями авангардной музыки, Шнитке в своих сочинениях часто делал их символами, наделёнными сложным подтекстом. Так, оркестровую пьесу «Пианиссимо» (ит. «Очень тихо», 1968 г.), написанную методом сонорики (здесь и далее в очерке значение терминов см. в главе «Зарубежная музыка XX века»), можно рассматривать как размышление о жизни музыкального звука, который важен сам по себе, а не только в качестве составной части мелодии или аккорда. Нередко в одном произведении соединены элементы разных стилей (такой приём называется полистилистикой). Например, в Первой симфонии (1972 г.) композитор соединяет тему, с горькой иронией напоминающую об эпохе 30-х гг. (она похожа на «Марш энтузиастов» Исаака Осиповича Дунаевского), со сложной атональной музыкой. Интересны духовные сочинения

Альфред Гарриевич Шнитке.

Шнитке: реквием (1975 г.), кантата «Солнечное пение» (1976 г.; на стихи святого Франциска Ассизского) и др. Духовные темы есть в операх и симфониях композитора. Так, музыка Четвёртой симфонии (1984 г.) построена на сочетании ладов, которые употреблялись в григорианских, древнерусских знаменных песнопениях и лютеранских хоралах.

Сочинения Софии Асгатовны Губайдулиной (родилась в 1931 г.) отличаются эмоциональностью, порой даже страстностью, что кажется несовместимым с приёмами авангардной музыки. Эмоционально глубоки даже произведения в области электронной музыки, как, например, работа «Живое-неживое» (1970 г.) для синтезатора и магнитофона. Губайдулина много занимается поисками новых тембров, редких сочетаний инструментов. Композиция «Descendio» (лат. «Нисхождение», 1978 г.) написана для необычного состава: трёх тромбонов, трёх ударных, арфы, фортепиано и челесты. Музыкальные критики предполагают, что произведение посвящено теме сошествия Христа во ад накануне Воскресения. Автор не случайно выбрал по три инструмента: число три имеет христианскую символику (символизирует Святую Троицу). Однако это сочинение можно понимать и иначе — как рассказ о погружении человека в глубины собственной души.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz