Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

С целью популяризации русской культуры Дягилев организовал в 1907 г. в Париже Исторические русские концерты. На этих концертах впервые в Европе с огромным успехом прозвучала музыка из опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Млада» под управлением автора. В мае 1908 г. на сцене парижской Гранд-опера Дягилев показал оперу М.П. Мусоргского «Борис Годунов» с Фёдором Ивановичем Шаляпиным (1873—1938) в главной роли. Успех был неслыханным, публику восхищало решительно всё: музыка, постановка, декорации, мастерство исполнения.

Русские сезоны за границей (кроме Парижа они проходили также в Лондоне, Вене, Мадриде, в городах Италии и США) продолжались в течение двадцати лет, до самой смерти Дягилева. За это время было показано около восьмидесяти музыкальных театральных постановок: оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А.Римского-Корсакова и целый ряд балетов. Публика впервые увидела балеты Игоря Фёдоровича Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». После исполнения этих произведений Стравинский был признан крупнейшим композитором Европы.

Особенность Русских сезонов в том, что спектакли часто являли собой образец полного слияния музыки, театральной режиссуры, танца и живописи. С Дягилевым сотрудничали выдающиеся танцовщики — Михаил Михайлович Фокин (1880—1942), Вацлав Фомич Нижинский (1889—1950), Анна Павловна Павлова (1881—1931), Тамара Платоновна Карсавина (1885— 1978) и др. Декорации создавали известные русские художники Александр Николаевич Бенуа, Лев Самуилович Бакст, Николай Константинович Рёрих, Наталья Сергеевна Гончарова, Константин Андреевич Сомов.

Сергей Павлович Дягилев.

Афиша Русских сезонов в Париже. 1909 г.

*Обычно в литературе в фамилии Н.К. Рериха вместо буквы «ё» пишут «е». Более правильным является написание «Рёрих».

158

 

 

По замыслу композитора, монументальные симфонические поэмы — это только вступление к грандиозному действу под названием «Мистерия», которое соединит музыку, слово, танец и все виды пластических искусств. Предполагалось, что исполнять «Мистерию» будут все люди Земли в течение семи дней, после чего, как считал автор, человечество вступит в новую эру существования. Этот замысел Скрябин обдумывал абсолютно серьёзно и в последние годы жизни работал над прелюдией к «Мистерии», которую назвал «Предварительное действие». Композитор успел написать к нему поэтический текст и несколько музыкальных фрагментов. В идее «Мистерии» можно увидеть и огромную самонадеянность, и наивность, и в то же время романтическую надежду на единение людей в поисках красоты — надежду, в своё время приведшую Шумана к идее «Давидова братства», а Бетховена — к созданию Девятой симфонии. Что же касается планов создания «цветовой партитуры» или соединения

различных искусств в одном действе, то они заинтересовали композиторов XX в., и эксперименты Скрябина были продолжены, но уже на новом техническом уровне.

Автограф партитуры симфонической поэмы «Прометей».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz