Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Что же такое играть роль? Вопрос о том, что должен переживать актёр на сцене, вызывал споры издавна. Исполнителю необходимо испытывать чувства своего героя или достаточно только показать признаки этих чувств — и зритель поверит? В какой степени актёр должен перевоплощаться в персонаж, который он играет? В зависимости от ответа на эти вопросы актёры выбирали манеру исполнения. К концу XX столетия сложились различные стили актёрского искусства. Стиль составлен из отдельных элементов, как мозаика, но зрители не видят «кирпичиков». Для них актёр на сцене — живой человек, действующий, думающий, страдающий и радующийся. Анализировать и замечать «швы» — дело театральной критики. Главная задача исполнителя — заставить публику переживать, увлечь зрителя.

Орест и Эринии. Вариация на темы античной трагедии. Вазопись. VIV вв. до н.э.

*В современном понимании мим — актёр, который играет без слов, при помощи пластики тела и мимики (выражения лица).

235

 

 

Придворный шут развлекает свиту короля.

АКТЁР

Лев вырвался! Цепей сомненья нет!

Лежат кулисы. Капает рассвет

Над городом, как кровь

из раны страсти.

То ты любовник, то анахорет,

Музыкою разорванный на части.

Творящий телом, жестам,

как поэт,

Отдавший Слову — весь

в его ты власти.

Овацией тебя встречаю я,

О брат моих неутолённых грёз!

Как запросто меня ты перенёс

Сквозь тьму веков и бездну бытия!

Я вновь дитя как будто

из купели.

Вальтер Газенклевер (Перевод В. Топорова.)

В античную эпоху театральные представления были частью общественной жизни: трагедии и комедии играли на праздниках, посвящённых богу Дионису. Исполнение пьес, особенно трагедий, требовало мастерства, однако участники спектаклей не считали это занятие профессией и после окончания празднеств возвращались к повседневным делам. Древние греки очень ценили актёрские успехи сограждан и лучших удостаивали наград.

Первым профессиональным театром стали спектакли итальянской комедии дель арте, возникшей в XIV в. Собственно, понятие «комико дель арте» и означает «профессиональный актёр». В этот период в Италии обострились разногласия между Церковью и театром, существовавшие всегда. Христианская церковь считала актёров «слугами дьявола». Однако уже на рубеже XVIXVII вв. появились сочинения, в которых театральное искусство признавалось занятием полезным, а актёры — воспитателями.

В эпоху Просвещения завязался спор о том, что такое игра актёра: представление или переживание? XVIII столетие — время значительных перемен в театральном искусстве. К сцене стали относиться серьёзно, и вполне естественно, что возник вопрос о сущности актёрского мастерства. Один из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения — драматург и прозаик Дени Дидро (1713—1784) написал трактат «Парадокс об актёре» (1770 г.).

Сцена из спектакля «История лошади».

Постановка Георгия Товстоногова.

Режиссёр Марк Розовский. БДТ, Ленинград. 1975 г. В роли Холстомера — Евгений Лебедев.

236

 

 

Неаполитанский актёр в костюме Пульчинеллы. Литография Г. Леконта. Начало XIX в.

По мнению Дидро, актёру надлежит выступать с холодной, даже «ледяной» головой, «чувствительность» же сцене противопоказана. Сильные чувства следует показывать, а не испытывать. «Чувствительность отнюдь не является свойством гения, — писал Дени Дидро, — всем ведает не сердце, а голова».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz