Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Константин Сергеевич Станиславский.

Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Гамлет. Гравюра на дереве Г. Крэга.

*Метафора (греч. «перенос») — оборот речи; употребление слова или выражения в переносном смысле для большей образности, т. е. перенесение на данный предмет или явление характерных признаков другого предмета (явления). Перенос значения в случае метафоры основан на сходстве или контрасте.

259

 

 

Михаил Чехов в роли Гамлета. МХАТ-2. 1924 г.

Владимир Высоцкий в роли Гамлета. Московский театр на Таганке. 1969 г.

Режиссёрское искусство, как и любое другое, — это, прежде всего образное мышление. В спектакле образы складываются из актёрской игры, ритма, темпа, зависят от построения сценического пространства. История сценического искусства XX в. знает впечатляющие режиссёрские образы мира, отразившие особенности художественного мировоззрения различных мастеров. Признанными творцами сценических метафор стали Генри Эдуард Гордон Крэг (1872—1966), Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Джорджо Стрелер (1921 — 1997), Юрий Петрович Любимов (родился в 1917 г.), балетмейстеры Морис Бежар (настоящая фамилия Берже, родился в 1927 г.) и Матс Эгк, а также успешно работающие на оперных сценах Роберт Уилсон и Люк Бонди.

Сценическая метафора, сочинённая режиссёром, помогает постичь

Джорджо Стрелер репетирует.

Юрий Любимов на сцене репетирует

с актёром.

260

 

 

ОТ ВЫБОРА ПЬЕСЫ ДО ПРЕМЬЕРЫ

В разные эпохи спектакли подготавливали по-разному. Постепенно сложилась практика репетиционного процесса, общего для театров всех стран.

Всё начинается с выбора пьесы. Режиссёр читает текст актёрам, потом распределяет роли, и затем проходит читка по ролям. Следующий этап — «застольные» репетиции (от лат. repetitio — «повторение»). Параллельно режиссёр работает с художником-постановщиком: они обсуждают построение сценического пространства, в котором будет разворачиваться действие пьесы. Решающее слово всегда принадлежит режиссёру — актёры выполняют его указания.

Когда подготовлены декорации и костюмы, репетиции из специальной (репетиционной) комнаты переносятся на сцену. Участники спектакля, уже в гриме и костюме, обживают пространство сцены. Обычно спектакль готовят два-три, а иногда и пять месяцев. Нужно согласовать игру актёров с массовкой, с шумовиками, продумать освещение. Монтировочные репетиции ведутся без актёров: устанавливают декорации, отрабатывают закрытие и открытие занавеса.

Наконец наступает день генеральной репетиции (иногда его называют представлением «для пап и мам»). Теперь спектакль можно показывать публике — впереди день премьеры.

«Застольная» репетиция.

суть какого-либо явления или события. На сцене метафоры, в отличие от литературных, чаще всего пространственные, они создаются постановщиком спектакля совместно с художником-сценографом. Иногда бывает трудно определить, кому принадлежит то или иное пространственное решение: режиссёру или сценографу. Впрочем, это не имеет особого значения. Важен результат — воздействие на публику, наиболее яркое выражение сути режиссёрского замысла.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz