Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель (384—322

до н.э.) определил драму как один из родов литературы наряду с эпосом и лирикой. Согласно Аристотелю, драма объединяет признаки того и другого.

Спустя много веков, в XVIII столетии, драмой начали называть не только род литературы, но и жанр драматургии. Понятие жанра возникло тогда же, в античные времена, только Аристотель называл его «вид». Термин жанр (фр. genre) утвердился во Франции в XVII в., и толковать его следует как способ изображения, форму описания различных явлений и событий.

Аристотель рассмотрел только два жанра: трагедию (греч. «трагоди'а») и комедию (греч. «комоди'а»). В трактате «Поэтическое искусство» («Поэтика») он писал, что драма подражает действию. Она не описывает события, а показывает их через поступки действующих лиц. Центральное понятие в античной поэтике — мимесис (греч. «подражание»); оно сохранило своё значение и по сей день. Трагедия подражает (теперь чаще говорят: изображает или отображает) чему-то ужасному, страшному, но обязательно значительному. Стержень комедии — нелепые события, поступки смешных и забавных людей. Таким образом, трагедия и комедия — два полюса драматургии. В XVIII столетии появились пьесы, где признаки трагедии и комедии соседствуют. Этот новый жанр и получил название «драма».

Итак, понятие «драма» имеет двойное значение: это и один из трёх родов литературы, и в то же время жанр внутри одноимённого рода. А драматургией именуют литературные тексты, отличающиеся особыми чертами. В драматических произведениях автор изображает отношения между людьми, их переживания, ошибки и удачи при помощи диалога. Драматические персонажи именуются действующими лицами. Их список всегда помещается перед текстом пьесы. Иногда автор просто перечисляет персонажей, иногда описывает их более или менее подробно — указывает

Сцена из спектакля «Макбет». Режиссёр Питер Холл. Гастроли Королевского Шекспировского театра в Ленинграде. 1967 г. Пол Скофилд — Макбет, Вивьен Мерчант — леди Макбет.

*Эпос — род литературных произведений, в которых повествование ведётся спокойно и размеренно; личность автора остаётся за пределами текста. Лирика — род литературных произведений, в центре которых — рассказ о внутреннем мире самого автора.

232

 

 

Ольга Андровская и Михаил Яншин в спектакле «Школа злословия» (пьеса Р. Шеридана). Режиссёр В. Сахновский. МХАТ. 1940 г.

возраст, характер одежды, даже цвет волос и глаз.

Часто многие события, упоминаемые в пьесе, на сцене не происходят — о них рассказывают сами персонажи. О появлении действующих лиц читатели узнают из ремарок (фр. remarque) — пояснений автора, предназначенных для читателя, постановщика и актёра.

Ремарки определяют построение сценического пространства — обозначают перемещение героев пьесы по сцене («Подошёл к столу»), иные действия («Зажёг свечу», «Надевает перчатки»). Иногда они кратко описывают состояние действующих лиц, интонацию, с какой произносятся реплики (нервно, тихим голосом, с отчаянием, плача и т. п.). В разные периоды развития театрального искусства ремарки бывали различными; у некоторых драматургов они превращались в развёрнутые, подробные описания.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz