Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

На рубеже XVXVI вв. начался новый период в развитии европейского театра. Искусство, которое создавалось во Флоренции и Венеции, в Лондоне и Мадриде, во многом отличалось от средневекового — прежде всего светским характером. Интерес к культуре Древней Греции и Рима, характерный для эпохи в целом, привёл к возрождению форм античного театра, в частности таких жанров, как комедия и трагедия. Истоки театра Возрождения — в Италии, но подлинных высот он достиг в других странах — Англии и Испании.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРОЛОГ

Национальное искусство сцены, не оглядывавшееся на античные образцы, создали комики-потешники, актёры и шуты. Они играли, ловя ре-

Сцена театра «Олимпико», Виченца. Перспективные декорации.

276

 

акцию зрителей, импровизировали, руководствуясь собственной интуицией. Разыгрывались чаще всего смешные, а иногда и грустные, драматические сценки из жизни современников — горожан и сельских жителей, купцов, ремесленников и бродяг.

Сюжеты представлений были просты. Молодые стремились жить, как хочется, не слушали старших, веря своей страсти. Старики заглядывались на юных красавиц, слуги плутовали и выкручивались кто как умел, богатые боялись потерять деньги, а бедные были не прочь жить получше и изобретали разные способы, чтобы разбогатеть.

Постепенно в спектаклях появились постоянные персонажи — маски: Арлекин, Бригелла, Коломбина, Пьеро и др. Такой театр получил название комедия дель apme (commedia dell'arte), или комедия масок. Каждый персонаж имел свою маску-характер и настоящую маску, часть костюма. Последняя указывала на особые качества героя: профессиональную принадлежность (доктор, философ — обязательно в очках), социальный тип (хозяин, купец, иностранец). Маски, изготовленные из материи или папье-маше, обычно закрывали лицо до половины. Актёр, один раз выбрав героя, как правило, оставался верен ему на протяжении всей жизни на сцене.

Спектакли, заразительные и трогательные, мастерски разыгранные, чаще всего смешные, смотрели зрители Апеннин, а позже — вплоть до конца XVIII в. — почти во всех городах Европы. У публики, по свидетельству очевидцев, «все челюсти болели от смеха».

Существовал в Италии и иной театр — представления так называемой учёной комедии (la commedia erudita). Датой её рождения считают 1508 г., когда поэт и драматург Лудовико Ариосто (1474—1533) показал во дворце герцога города Феррара «Комедию о сундуке». Пьесы писали художники и учёные, политические деятели и поэты. Образцом для подражания служила античная драматургия. Ситуации путаницы и неожиданных узнаваний, характерные для древнеримской комедии, дополнялись картинками современного быта. Сюжеты встречались самые разные, но всегда в выигрыше оказывались те, кто способен на искреннее и сильное чувство, не боится препятствий, бесстрашен и дерзок, готов рисковать и любит жизнь. Под влиянием античного искусства возник такой жанр, как пастораль (фр. pastorale, от лат. pastoralis — «пастушеский»). Источник пьес тоже античный — буколическая (от греч. «буколико'с» — «пастушеский») поэзия, повествующая о бесхитростных


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz