Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Уильям Шекспир. «Гамлет»

Уильям Шекспир.

разрушающей ненависти («Ромео и Джульетта»), кровавых преступлений, безумия и раскаяния («Ричард III», «Макбет»). Актёры играли и упоение радостями бытия, и страдание от «распавшейся связи времён».

В театре Шекспира поиски счастья и гармонии неотделимы от осознания трагизма жизни, а восхищение человеком, «венцом Вселенной, красой всего живущего», — от понимания двойственности человеческой натуры, сочетающей в себе свет и мрак, добро и зло, чёрное и белое. Светлые, жизнеутверждающие комедии («Укрощение строптивой», «Много шума из ничего») и философские пьесы («Гамлет», «Король Лир»), приправленные горечью мудрости, разделяют всего несколько лет. Однако именно эти перемены в драматургии великого англичанина отразили эволюцию идей Возрождения: от безоглядной радости до трагического осознания, что «век вывихнут» и обрушил на человека «целое море бед».

Будучи сам актёром, Шекспир никогда не забывал, что пишет для сцены. Драматическое действие должно быть зрелищным, динамичным и эффектным; важная роль отводилась слову. Шекспировский театр обходился без декораций. На площадку помещали предметы, необходимые по ходу пьесы (столы, кресла, скамейки, иногда бутафорские деревья).

Большое значение имела в театре Шекспира музыка: актёры играли на различных музыкальных инструментах: гобоях, скрипках, барабанах,

лютнях, тамбуринах. В действие включались пение и танцы — это украшало спектакли, придавало представлениям праздничность.

Но главным в английском театре эпохи Возрождения оставался актёр. Его голос, пластика, мимика, темперамент завораживали зрителей, заставляли поверить в истинность происходящего на сцене. Своим ис-

Лондонский пейзаж с театром «Глобус». Акварель И. Висхера. 1616 г.

Ричард Бёрбедж — главный актёр шекспировской труппы.

Уильям Кэмп — главный комик и танцор в труппе Шекспира в 90-х гг. Гравюра. XVI в.

280

 

 

кусством актёры пробуждали воображение публики, заражали неподдельным весельем или, напротив, заставляли испытывать гнев и сострадание. Звездой труппы театра «Глобус» был Ричард Бёрбедж (около 1567—1619). Женские роли исполняли молодые мужчины, и некоторые из них достигали замечательных успехов.

Театр Шекспира стал вершиной развития художественной культуры Англии конца XVI — начала XVII в. Именно в английском театре был прёодолён разрыв между литературной драмой и сценой, в отличие от театра итальянского, где эта пропасть сохранялась долгие годы.

ПОД ПИРЕНЕЙСКИМ СОЛНЦЕМ

Профессиональный театр Испании возник в 30-х гг. XVI в. В указе императора Карла V о создании театра (1534 г.) содержались советы актёрам и предостережения от чрезмерной роскоши костюмов. Сначала представления устраивались в коралях (исп. corral — «задний двор»). Над двором, чаще всего гостиничным, натягивали брезент, защищаясь не столько от дождя, сколько от жаркого южного солнца, и устанавливали скамейки для зрителей. Театральные труппы на первых порах оставались кочевыми, переезжали из города в город. Репертуар был пёстрым: играли смешные сценки, перемежавшиеся музыкальными номерами и танцами; выступали и актёры-мимы, игравшие без слов.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz