Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Постепенно на сцене испанского театра появились драматические мотивы — и актёры, и авторы пьес перестали видеть жизнь лишь как нескончаемый праздник, на котором если и встречаются препятствия, то их можно преодолеть легко, играючи.

Католическая цензура стала вмешиваться в театральные дела очень настойчиво — на каждом спектакле обязательно присутствовал представитель властей, он следил за порядком на сцене и среди зрителей. К 1625 г. в Мадриде остался лишь один театр, а спустя некоторое время спектакли разрешили играть только раз в неделю. Всё это не могло не повлиять на настроение и авторское самолюбие первого испанского драматурга — Лопе де Веги, хотя он и продолжал писать для сцены.

Магию преображения жизни испанский театр эпохи Возрождения завещал потомкам. Этот период развития испанской сцены называли «золотым веком».

НЮРНБЕРГСКИЕ МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ

Среди учёных до сих пор ведутся споры: можно ли считать немецкую и французскую сцену XVI в. театром новой эпохи или для французов и немцев Средние века ещё не закон-

282

 

 

чились? Таких ярких достижений и знаменитых имён, как в Италии, Испании и Англии, ни немецкий, ни французский театр этого периода не имеет. Во Франции драматурги подражали итальянцам; выпускники коллежей и студенты пробовали свои силы в написании «учёных комедий» — но сцена их опыты не приняла.

В Германии новый, отличный от средневекового, театр связан с именем Ганса Сакса. Энтузиастами театрального дела в немецких землях были мейстерзингеры (см. статью «Музыка эпохи Возрождения» в разделе «Музыка»). Они принимали участие в представлениях на библейские сюжеты. Постепенно появились спектакли на сюжеты из греческой мифологии, разыгрывались бытовые сценки.

Ганс Сакс написал свыше двухсот драматургических текстов. Это были трагедии и особый, германский, жанр — фастнахтшпиль (нем. Fastnachtspiel), что дословно означает «масленичная игра». Фастнахтшпили отчасти походили на итальянскую комедию масок, в них было много юмора, импровизации, смешных бытовых эпизодов. Персонажи брались из повседневной жизни: недоучившийся школяр вздумал поиграть с самим дьяволом — и, конечно, проиграл; священник, который не хотел лишать себя вполне мирских удовольствий, терял паству. Взяточники и пройдохи осмеивались и осуждались: эти персонажи выглядели нелепо, были даже уродливыми.

Диалоги в пьесах Ганса Сакса всегда остроумны, персонажи полны энергии, весёлые и озорные. Действие развивалось стремительно, и в этой стремительности и жизнелюбии героев ощущался дух нового времени, южные, средиземноморские влияния. Любимым персонажем немецкой публики стал шут — Ганс Вурст, что переводится как «Ганс-колбасник» (нем. Wurst — «колбаса», любимое кушанье немцев). Постепенно Ганс-колбасник заимствовал черты итальянского Арлекина, он стал менее грубым, тоньше шутил, немного похудел.

Сакс сам ставил свои пьесы; сохранились его указания и советы актёрам-любителям — подробные, иногда забавные. Так, драматург рекомендовал участникам спектаклей не топать громко ногами, а если что-то не удаётся — ругаться про себя.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz