Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В эпоху Просвещения во Франции и Англии, начиная с 30-х гг. зрителям уже не разрешали сидеть на сцене. В Англии отказались от театра открытого типа и стали строить, как в других европейских странах, закрытые здания. Уже в конце XVII в. здесь появились рисованные декорации и театральные машины для эффектных полётов и исчезновений. В отличие от шекспировской эпохи, когда женские роли исполняли юноши, в английском театре Просвещения женские роли начали играть актрисы.

Серьёзные изменения произошли в драматургии. Возникли новые жанры, в частности драма (см. статью «Драматургия»). Зародился этот жанр в Англии, а теоретическое обоснование получил во Франции. Просветитель-философ Дени Дидро писал, что пьесы должны рассказывать о жизни современных людей. «Пусть сюжет будет важен; интрига простая. Семейная. Близкая к действительной жизни». Драматургу, по мнению Дидро, надлежит не просто изображать человека вспыльчивого, доброго, решительного, но показывать ту общественную группу, к которой он принадлежит. Художник должен рассказывать о людях определённого звания: писателе, коммерсанте, судье, адвокате, политике, магистре, финансисте, вельможе, интенданте и т. д. Однако пьесы самого Дидро оказались не столь удачны, как его теоретические рабо-

Легкомысленный родитель. Гравюра. Середина XVIII в.

Сцена из хроники У. Шекспира «Генрих IV». Картина У. Хогарта. XVIII в.

Сцена из спектакля «Принцесса Наваррская». Опера Ж. Ф. Рамо.

293

 

 

Сцена из спектакля «Любовь в деревне» (пьеса Биккерстафа). Лондон.1768 г. Гравюра. XVIII в.

ты, актёры не находили в них интересных ролей.

Новый драматургический жанр был освоен в Германии. Профессиональный немецкий театр зародился позже, чем в других странах, и сразу представил примеры высокого искусства — и в актёрском творчестве, и в драматургии, и в решении сценического пространства.

В Англии развился новый музыкально-драматический жанр — балладная опера. В январе 1728 г. была поставлена «Опера нищего», созданная драматургом Джоном Геем (1685—1732) и композитором Иоганном Кристофом Пепушем. Песни и танцы здесь чередовались с разговорными сценами.

НОВЫЕ АКТЁРЫ

В XVIII столетии актёры начали осознавать себя просветителями и воспитателями. Часто при подготовке спектакля они играли роль и режиссёра, и педагога. Эпоха способствовала рождению художника мыслящего, образованного и эмоционального. Актёров занимала не только верность натуре, но и верность «высокому и прекрасному». Образцом истинной правды, драматизма и красоты в XVIII в. для европейского театра стал Шекспир. Однако нередко трагический финал пьес меняли на благополучный: философия эпохи Просвещения утверждала, что мир устроен разумно, а потому жизненные ситуации не могут разрешаться трагически.

Каждая крупная национальная театральная культура выдвинула крупных актёров, которые и определили сценический стиль эпохи. В 1741 г. на сцене «Друри-Лейн» (основан в 1682 г. по указу короля) в Лондоне дебютировал великий Дэвид Гаррик (1717—1779). Роль Ричарда III принесла ему всеобщее признание. О правдивости, естественности игры Гаррика ходили легенды, и зрители часто отождествляли любимого актёра с шекспировскими героями, которых он играл. В 1747 г. Гаррик возглавил «Друри-Лейн», и с этого момента театр вступил на путь революционных для XVIII в. перемен.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz