Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Фридрих Людвиг Шредер в роли короля Лира. Гравюра. Конец XVIII в.

Итальянские комики.

Сиена из спектакля «Орлеанская дева» (пьеса Ф. Шиллера). Режиссёр А. Иффланд. Королевский театр, Берлин. 1806 г. Художник Ф. Бойтерс.

297

 

 

 

«ГАМЛЕТ» В ГЕРМАНИИ

Первый раз шекспировская трагедия была поставлена в Гамбурге осенью 1776 г. Гамлета сыграл актёр Иоганн Франц Брокман (1745—1812), а Призрака — Фридрих Людвиг Шрёдер. Герой Шекспира был похож на молодого немца, напоминал зрителям Вертера Гёте, так же страдал и плакал на сцене — даже носил с собой большой белый платок. Призрак и Гамлет общались, как отец с сыном, — мистика изгонялась со сцены XVIII столетия. Старший учил и наставлял младшего, не хотел, чтобы молодой человек погиб в жестокой борьбе. И брокмановский Гамлет слушал и внимал, чтобы действовать — покарать зло и восстановить справедливость. Но принц Датский в исполнении Брокмана был слишком чувствителен, сил для мести не хватало, и он погибал в неравной схватке с миром и судьбой.

После Брокмана роль Гамлета перешла к Шрёдеру, и герой Шекспира стал иным — не «книжным юношей», а борцом и философом. Этот Гамлет не хотел покоряться судьбе, он бросал вызов обстоятельствам, был смел и непреклонен. Шрёдер играл зрелого человека, вынужденного совершать убийства и понимавшего, что лишение жизни другого — грех, которому нет прошения.

Две трактовки «Гамлета» и положили начало разным традициям толкования образа принца Датского в последующие века.

Сиена из спектакля «Гамлет». В роли

шекспировского героя — Иоганн

Брокман. Гравюра А. Ходовецкого. 1778 г.

В 1791 г. Гёте принял руководство Веймарским придворным театром. По его приглашению в Веймар в 1799 г. приехал Шиллер. На сцене в Веймаре воцарился немецкий вариант классицизма. Сцена оформлялась, как во французском театре XVII столетия. В 1801 г. Гёте составил «Правила для актёров», которые неукоснительно соблюдались в его театре. Игра исполнителя, считал Гёте, должна быть строго продумана. Во время репетиций актёры мысленно делили сцену на равные квадраты, по которым они обязаны были перемещаться и застывать в красивых позах. «Правила» содержали немало плодотворных мыслей, но в них было и много требований, сковывавших свободу творчества. Не случайно труппа Веймарского театра не имела ярких дарований — большие актёры не выдерживали мелочной опеки директора.

ПОРЫВ ДУХА И СТРАСТИ ДУШИ В ТЕАТРЕ РОМАНТИЗМА

В последнее десятилетие XVIII в. Европа жила тревожно и бурно, смелые надежды сменялись растерянностью и тяжёлыми предчувствиями. Революция во Франции, казнь королевской семьи, стремительный взлёт Наполеона — все эти события поражали воображение европейцев жестокостью и одновременно величием. В литературе и живописи, музыке и театре появились новые идеи и формы, отражавшие перемены в сознании людей. В университетском городе Йена (Германия) молодые философы и по-

Эскиз декораций и планировка к постановке пьесы В. Гюго «Эрнани».

298

 

 

Сцена из спектакля «Гамлет» (трагедия У. Шекспира в переработке Ж.Ф. Дюсиса). В роли Гамлета — любимый актёр Наполеона — Тальма. Начало XIX в.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz