Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

эты — Фридрих Шлегель, его брат Август Вильгельм, Новалис, Фридрих Вильгельм Шеллинг и другие усомнились и в правоте практического разума, и в авторитете классика из Веймара Иоганна Вольфганга Гёте. В своих статьях они заявляли, что задача художника — передать движения души человека, ибо внутренний мир выше и значительнее мира внешнего, материального. Новое направление в искусстве стали называть романтизмом.

Само понятие «романтизм» имеет долгую историю. Во Франции определение «романтический» использовали ещё в XVII в. — так именовали авантюрные сюжеты, известные в романском мире, прежде всего в Испании и в Италии. В Англии во второй половине XVIII столетия романтическим называли всё фантастическое, таинственное, необъяснимое. Постепенно это понятие стало толковаться очень широко: к романтическому искусству и философии относили произведения, которые опровергали правила классицизма и отрицали преклонение перед разумом, свойственное эпохе Просвещения. Сторонники нового течения в искусстве

считали, что «не Разум должен быть в центре внимания художника, а Дух, свободный и мятежный».

Судьба романтизма в театре сложилась необычно. Сюжеты и персонажи, характерные для романтической сцены, сначала возникли в литературе не самого высокого уровня. В 90-х гг. XVIII столетия во Франции и Англии появилась мелодрама. В таких пьесах герои страдали, часто находились на грани гибели, но заканчивалось всё, как правило, благополучно — добродетель торжествовала, порок был посрамлён. События в основном происходили в среде простых людей — ведь чувствовать и страдать умеют все. Встречались вполне правдоподобные сюжеты, однако они приобретали фантастическую окраску.

В немецком и австрийском театре в начале XIX в. мелодрама превратилась в драму судьбы. Страдания персонажей нередко связывались в этих пьесах с родовым проклятием. Человек был лишь игрушкой в руках случая. Нож и меч, ставшие когда-то орудием преступления, в роковую минуту оказывались под рукой героя, и зло множилось, пока проклятие не теряло силу с гибелью последнего представителя рода. Например, в пьесе Захарии Вернера «24 февраля» все трагические события происходят в один и тот же день — 24 февраля. Отец не узнаёт сына и убивает его, а затем выясняется, что тем же ножом

Декорации к постановке оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок».

*Слово «романский» произошло от ит. Roma — «Рим».

299

 

 

СТЕФАН ЦВЕЙГ О ГЕНРИХЕ ФОН КЛЕЙСТЕ

«...Персонажи Клейста как будто вырвались из его лихорадочной руки и помчались в беспредельность, пленённые могуществом чувств, нежданным и непредвиденным в трезвом замысле. Он не владеет своими образами, как Шекспир; они уносят его за пределы реального. Они следуют демоническому зову, — каждый из них ученик чародея из баллады Гёте, они следуют наитию, а не плану, не предписанию: в высшем смысле Клейст не ответственен за них, как за слова, произнесённые во сне и непроизвольно выдающие затаённые стремления.

Это невольное подчинение, связанность господствует и в языке его драм: он подобен дыханию взволнованного человека, то искрится, рассыпаясь и разливаясь, то спотыкается в хрипах, выкриках и молчании. Неутомимо он бросается в крайности; иногда величественно образный в своём лаконизме, словно вылитый из бронзы в своей застывшей сдержанности, он порой гиперболически расправляется в пламени чувств».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz