|
Сочинения романтиков часто губила бутафория и пиротехнические эффекты. Романтический мир пластичен, он не требует прямого материального воплощения. И в «Пентесилее», рассказывающей о царице амазонок и герое Трои Ахилле, и в пьесах «Принц Фридрих Гомбургский» и «Кетхен из Гейльбронна» клейстовские образы — проекция поэтического видения. Они и реальны, и условны, а потому трудны для сценического воплощения. Лишь во второй половине XX в. сцена освоила драматургию Клейста, и его произведения вошли в репертуар европейского театра. Сходную трагедию пережил и другой немецкий писатель — Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822). Он был увлечён идеей театральности самой жизни, необъяснимого, но очевидного проникновения театра в действительность и наоборот. Свой фантастический мир Гофман 301 пытался сотворить на
сцене театра музыкального — для романтиков «дух музыки» всегда значил очень
много. Они считали, что музыка может перенести зрителя в нематериальные сферы,
позволит забыть о грубой бутафории театра — о гипсе, дереве, крашеной марле и
папье-маше. В Часто актёры упрощали романтические идеи, снижали их до уровня мелодрамы — отсюда рождение театральных утопий и анекдотов одновременно. Гофман и Клейст (в статье «О марионетке») воспевали
марионетку — деревянную куклу, которую можно дёргать за ниточки: она не будет
капризничать, как своенравная примадонна. Потерпев неудачу в театральной
практике, Гофман написал ироничный и горький диалог «Необыкновенные страдания
директора театра» ( Людвиг Девриент в роли короля
Лира. ГЕНРИХ ГЕЙНЕ ОБ ЭДМУНДЕ КИНЕ. «ШЕКСПИР ПРИ БЛЕСКЕ МОЛНИИ» Кин
был одной из тех исключительных натур, которые неожиданным движением тела,
непостижимым звуком голоса и ещё более непостижимым взглядом выражают не
столько простые, общие всем чувства, сколько всё то необычное, причудливое,
выходящее из ряда вон, что может заключать в себе человеческая грудь. Кин был
одним из тех людей, характер которых противится влиянию цивилизации, которые
созданы не то что из лучшего, но из совершенно другого материала, чем все мы;
одним из угловатых чудаков с односторонним дарованием, но исключительных в этой
своей односторонности, стоящих выше всего окружающего, полных той беспредельной,
неисповедимой, неосознанной, дьявольски божественной силы, которую мы бы
назвали демоническим началом... |