Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Фредерик Леметр.

Виктор Гюго.

303

 

 

Сражение на премьере пьесы В. Гюго «Эрнани». Гравюра. XIX в.

Актёры первой сцены Франции с удовольствием и проникновенно играли трагедию героя — заложника долга, мученика чести.

На премьере разыгрался ещё один спектакль. В зрительном зале возникла настоящая драка между сторонниками нового романтического театра и приверженцами классицизма. Вокруг спектакля и драматурга кипели страсти, но Гюго победил — его пьесы утвердились в репертуаре французских (и не только французских) театров. Он сумел соединить в своих произведениях опыт высокой романтической литературы и мелодрамы — но это уже был упрощённый, или «укрощённый», романтизм.

Борьба между классицистами и романтиками продолжалась довольно долго; приверженцев разных направлений можно было отличить даже по одежде и гастрономическим пристрастиям. Однако французы — более ироничная нация, чем немцы, — подсмеивались над романтическими персонажами и ситуациями. Для немцев же новое направление стало проблемой жизни, связывалось с сокровенными тайнами творчества, с глубинами духа. Для французов победа романтического театра всегда оставалась фактом искусства, жизни художественной — и только. Французская романтическая сцена не отличалась глубиной и трагизмом немецкой, но она была более красочной и долговечной. На сценах Парижа драма и театр объединились. Драматурги-романтики — Виктор Гюго и Альфред де Виньи, Дюма-отец, Проспер Мериме и Альфред де Мюссе (двое последних быстро расстались с романтизмом) определяли репертуар театров, давали актёрам выигрышные, интересные роли.

Появились во Франции и художники-декораторы — сторонники романтизма. Они работали и в драматическом, но больше в музыкальном театре. При помощи освещения научились создавать особое пространство сцены — таинственное, тревожное. Здесь скользили тени, нависали тяжёлые своды, струился неверный лунный свет. Французские декораторы в 30-х гг. XIX в. освоили газовое освещение — менее опасное, чем свечи, и проявляли чудеса изобретательности: прикрепляли газовые рожки в верхней части сцены, размещали их вдоль линии рампы, подсвечивая лица актёров снизу.

Эпоха романтизма осталась в истории театра как одна из самых ярких страниц. Мотивы романтической драматургии переосмыслены

Сцена из трагедии В. Гюго «Лукреция Борджиа». Художник Л. Буданже. «Комеди Франсез», Париж. 1833 г.

1825 г. вышел сборник Проспера Мериме «Театр Клары Гасуль». Пьесы, написанные в стиле старинных испанских комедий, были скорее пародией на романтическую драму.

304

 

 

ТЕАТР НА БУЛЬВАРЕ ТАМПЛЬ

Романтизм во Франции царствовал не только на сценах главных парижских театров, но и в так называемых театрах бульваров (здесь шли преимущественно мелодрамы). Однако один театр — на бульваре Тампль — превзошёл славу и «Одеона», и театра «Комеди Франсез». Назывался этот театр «Фюнамбюль» — «Канатные плясуны». Благодаря искусству мима-романтика Жана Гаспара Батиста Дебюро (1796—1846) пантомима (представление без слов) была очень популярна и любима французской публикой. Создав образ Пьеро, проникновенный и трогательный, полный лиризма и фантазии, Дебюро

изменил искусство пантомимы — в нём появились новые мотивы, свойственные романтизму. Персонаж Дебюро с его ранимой душой противостоял миру и в то же время был его частью, вступал в борьбу с насилием, несмотря на слабость. Пластика актёра отличалась яркостью, своеобразной грациозностью, отчасти свойственной и другим клоунам, но в ней была некая медлительность и печаль. Традиционный белый балахон Пьеро подчёркивал незащищённость героя, его открытость миру — но мир по-прежнему был полон мрака и зла, а герой Дебюро оставался добр. Черты Пьеро из «Фюнамбюля» угадываются в героях Чарли Чаплина — кинорежиссёра и актёра XX в.

Жан Гаспар Батист Дебюро в пантомиме «Лунный свет». Шарж.

в пьесах более позднего времени. И главное, что романтическая драма, отвергнутая современниками, стала частью театрального репертуара мировой сцены.

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz