Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Мистерии писались на религиозные и исторические темы; иногда посвящались современным событиям. Патетические или драматические сцены чередовались с сатирическими. В таких эпизодах участвовали черти: они прыгали, кувыркались, выкрикивали смешные и даже непристойные фразы, но всегда бывали побеждены посланцами Бога. Иногда

Избиение младенцев. Миниатюра. XIII в. Один из мистериальных сюжетов.

272

 

 

в библейские сюжеты вставляли эпизоды, которых нет в Библии. Так, в английской рождественской мистерии «Вифлеемские пастухи», посвященной приходу трёх странников в хлев, где родился Иисус, главное действующее лицо — некий Мак. Он крал ягнёнка, дрался и дебоширил. И лишь к финалу воцарялась торжественная благостная атмосфера, и раздавалось ангельское пение: «Слава в вышних Богу и мир на земле».

Действовали в мистериях не только библейские герои. Среди персонажей — девушка Иоанна, которая, по преданию, сумела занять папский престол в Риме; борец за свободу, защитник бедных и обездоленных Вильгельм Телль. Текст представлений всегда утверждали церковные или светские власти.

Обязательным участником мистерий был шут. Его легко узнавали по яркому костюму: на голове — шапка с ушами, похожими на ослиные, а в руках — погремушка с горохом. Шут взбирался на подмостки в самые неподходящие моменты действия и нёс околесицу — эти шутливые монологи называли «толчёным горохом».

Для создания сценического эффекта применяли технические трюки. В бассейны с водой ставили скамейки — и Христос шёл по водам; чтобы в нужный момент из пасти дракона вырвалось пламя, использовали металлические трубки со спиртом. Персонажа, который должен претерпеть телесные мучения, незаметно подменяли куклой, а затем на глазах у потрясённой публики отрубали кукле руки. В представлении участвовали даже животные. Иногда их заменяли чучелами, которые могли двигаться благодаря механическим устройствам. Так, в сцене Рождества Христова чучела «склонялись» над младенцем и «дышали» на него (чтобы обогреть). Сложные трюки — полёты и прыжки — были небезопасны: актёры нередко получали увечья.

Организаторы представлений следили за тем, чтобы действие развивалось чётко, по сценарию. Впрочем, импровизации в мистериях

Бронзовая статуэтка, изображающая итальянского шута.

«ЧУДО О ТЕОФИЛЕ»

Один из самых известных мираклей — «Чудо о Теофиле» Рютбёфа (около 1230—1285) перевёл на русский язык А. А. Блок. В центре действия — история о том, как человек продал душу дьяволу. Теофил промотал богатство, и волшебник уговорил его подписать договор с Сатаной. Теофил получил и чины, и богатство, но теперь должен жить «не по правде». В конце грешник раскаивается и умоляет Мадонну простить его. Последний эпизод особенно нравился зрителям. Святая Дева ругает Сатану: «Вот я намну тебе бока» — и прогоняет его, а Теофил возвращается к праведной жизни.

Сцена из спектакля «Чудо о Теофиле». Старинный театр, Санкт-Петербург. Режиссёр Н. Евреинов. 1907 г.

273

 

 

ПОТОП И ДРАКОНЫ

Большое внимание организаторы мистерий уделяли обустройству пространства, в котором следовало разыграть какое-либо действо. В Англии представления проходили на специальных повозках: актёры переезжали с одной городской площади на другую, их встречали всё новые и новые зрители. А во Франции играли либо в специально сооружённых домиках-беседках, либо на главной городской площади возводили большой помост в виде кольца. Такой помост с сидящими вокруг зрителями напоминал греческий амфитеатр.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz