Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Мистерии обходились городской казне недёшево. Публика любила театральные эффекты и ждала, что библейский Ной будет спасаться от потопа в настоящем ковчеге. Поэтому цех корабельщиков сооружал такой деревянный ковчег, а цех пожарных устраивал в городе настоящий потоп. В городе Бурж (Франция) в одной из мистерий участвовал дракон. Это было чудовище «...примерно 22 футов (около 7,5 м) длиной, непрестанно двигавшее головой и хвостом. С высунутого языка извергалось пламя. Между крыльями, которые шевелились, сидел дьявол, одетый в красный ворсистый узорчатый бархат, опоясанный длинной змеёй и постоянно вертевший головой и хвостом».

Представление мистерии. Миниатюра. XV в.

Искушение Христа. Миниатюра. XIII в. Подобные сюжеты часто использовались в мистериях.

допускались; особенно часто «выходили» из роли черти и шуты. В одной руке организаторы обычно держали текст, в другой — палку-указку наподобие дирижёрской. Этой же палкой наказывали нерадивых участников спектаклей.

Исполнение мистерий превращалось в грандиозную игру, увлекавшую и актёров, и зрителей. Актёров (а их требовалось очень много) отбирали из числа горожан, обращая внимание больше на внешность, чем на талант. Игра в мистерии была занятием почётным, и желающих участвовать в спектакле, особенно в ролях святых и самого Христа, всегда находилось больше, чем действующих лиц. Порой даже устраивались торги — за роль следовало заплатить установленную властями сумму.

Представления готовились долго и шли не день и не два — иногда около месяца. Каждое утро зрители приходили на площадь, усаживались на деревянные скамейки, сколоченные специально к этому случаю, и смотрели благочестивые истории из жизни Христа и апостолов, которые перемежались сценками, напоминавшими о повседневном житье-бытье. Публику порой приходилось успокаивать, и тогда на площадку выбегал чёрт и грозил адскими карами тем, кто ведёт себя неподобающим образом.

Начиная с XV в. за присутствие на представлении ввели плату. Участники мистерий постепенно становились профессиональными актёрами. Возникли союзы, которые занимались подготовкой этих грандиозных спектаклей. В 1402 г. парижский парламент наделил монопольным правом «Братство Страстей Господних» показывать в столице Франции религиозные пьесы.

В XV столетии в Англии и Франции стали играть пъесы-моралите. Они обязательно содержали мораль (отсюда название жанра), т. е. нравоучение. Персонажи таких пьес олицетворяли определённые понятия и явления: Добро, Зло, Глупость, Разум, Веру, Распутство, Непослушание, Любовь, Войну, Голод, Покаяние,

274

 

 

Средневековая миниатюра из «Трактата о благоразумии». Аллегорический сюжет.

Пост и т. д. Герои вели себя как живые люди — спорили друг с другом, огорчались и радовались, побеждали или, наоборот, терпели поражения.

У каждого персонажа был характерный сценический облик, костюм. Любовь держала в руках сердце, Лесть — лисий хвост, Глупость «украшали» ослиные уши. Хаос изображал актёр, облачённый в свободный, колышущийся серый плащ. Скупость, одетая в отрепья, прижимала к груди мешок с золотом. Историки театрального искусства спорят о том, что обозначало Зеркало — Совесть или Себялюбие. Наслаждение держало в руках апельсин. Разум вёл Человека к Вере за руку. Путь от Греха к Вере был короток: от одного конца сцены до другого, но публика, уже привыкшая к условности сценического действия, понимала, что это долгий и тернистый путь.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz