Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ПОСЛЕ РОМАНТИЗМА

Приверженцем викторианского стиля был Генри Ирвинг (настоящие имя и фамилия Джон Генри Бродрибб, 1838—1905), тоже совместивший в себе актёра и режиссёра. Он в течение двадцати лет возглавлял лондонский театр «Лицеум», ставя спектакли и исполняя в них ведущие мужские роли. Его партнёршей была знаменитая английская актриса Эллен Терри (1847—1928).

Сын Эллен Терри — Гордон Крэг с ранних лет не принимал помпезных спектаклей Ирвинга и его актёрскую манеру, полную пафоса и выспренной приподнятости. Крэг хотел создать свой театр, в котором

главным должен стать режиссёр-творец.

Историю театра XX в. открывают в Англии два разных человека, обозначив тем самым два противоположных направления: Гордон Крэг и Джордж Бернард Шоу.

Свои первые роли будущий знаменитый режиссёр Генри Эдвард Гордон Крэг (1872—1966) сыграл на сцене театра «Лицеум» в спектаклях своего приёмного отца Генри Ирвинга. Фотографии донесли до нас романтический образ юноши в ролях никому не ведомых персонажей давно забытых пьес.

Первые спектакли Крэга совпали с началом XX столетия: «Дидона и Эней» (1900 г.) и «Маска любви» (1901 г.) — оба на музыку любимого Крэгом английского композитора Генри Пёрселла (около 1659—1695). Чуть позже (в 1903 г.) режиссёр поставил «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира и «Воителей в Хельгеланде» Генрика Ибсена. В обоих спектаклях в главных ролях выступила Эллен Терри, но даже её имя не спасло дерзкие и непонятные публике эксперименты молодого режиссёра от провала. После этих неудачных опытов Крэг никогда больше не работал в английском театре и покинул родину навсегда. Он уехал в Германию, где вёл переговоры о работе в «Дойчес-театре». Потом отправился в Италию, где встретился с великой актрисой Элеонорой Дузе. А дальше

Чарлз Кин. Гравюра. 1859 г.

Сцена из спектакля «Гамлет». Режиссёр Г. Крэг. МХТ.

В. И. Качалов — Гамлет, Р. В. Болеславский — Лаэрт.

*Виктория (1819— 1901) — королева Англии с 1837 по 1901 г.

318

 

 

была Москва и знаменитый, уникальный эпизод в истории мирового театра XX в.: английский режиссёр поставил «Гамлета» в Московском Художественном театре (премьера состоялась 23 декабря 1911 г.).

Однако ведущим направлением английского театрального искусства стал не условно-символистский, а реалистический театр, лидерами которого являлись драматург Джордж Бернард Шоу (1856—1950) и его соратники — режиссёр и драматург Харли Гренвилл Баркер (1877— 1946) и один из самых влиятельных театральных критиков Англии рубежа XIXXX вв. Уильям Арчер (1856— 1924). Шоу, подобно Крэгу, зачитывался Ибсеном, родоначальником течения, названного впоследствии новой драмой. Однако его интересовали не утончённые символистские образы и сюжеты, которые так волновали воображение Крэга, — его влекли реальные, правдивые, без прикрас, истории.

Шоу-драматург (до того он был известен лондонской публике как весьма едкий, острый и нелицеприятный критик, вначале музыкальный, затем театральный) впервые заявил о себе в 1892 г., когда на сцене Независимого театра в Лондоне была поставлена его первая драма «Дома вдовца». Однако настоящий зрительский успех принесла Шоу пьеса «Оружие и человек» (1894 г.). Она вошла во второй драматический цикл, который назывался «Пьесы приятные». (Первый носит название «Пьесы неприятные», третий — «Пьесы для пуритан»; все три цикла созданы в 1892—1899 гг.) В «Пьесах приятных» Шоу, ничуть не изменив своему язвительно-критическому настрою, учёл все привычки и пристрастия лондонского зрителя.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz