Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

«Глаза Пола Скофилда, их помнит каждый, видевший его Гамлета, — большие, открытые, с блеском пытливой и тревожной мысли. И взгляд Лира... Говорят, что глаза нельзя загримировать, но актёру можно преобразить весь строй своей души, и тогда другими становятся его глаза».

Г.Н. Бояджиев, историк зарубежного театра

Пол Скофилд в роли Гамлета. 1957 г.

Пол Скофилд в роли короля Лира. 1963 г.

320

 

 

РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН...БЕЗ ГАМЛЕТА

Один из самых необычных мастеров театра конца XX столетия — Том Стоппард (родился в 1937 г.). Он начинал театральную деятельность как критик (написал более ста рецензий), но подлинная известность пришла после дебюта в качестве драматурга. В 1966 г. на Международном фестивале в Эдинбурге зрители увидели на сцене первую пьесу Стоппарда — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Годом позже она была поставлена лондонским Национальным театром и опубликована. Традиция шекспировских парафразов (от греч. «пара'фрасис» — «пересказ»), столь прочно утвердившаяся в европейском театре второй половины XX в., ведёт свой отсчёт именно с этой работы. Драматург как бы дописывает Шекспира. Он раскрывает «закулисье» знаменитой трагедии, представляя историю принца Датского глазами его незадачливых друзей — Розенкранца и Гильденстерна. Эти персонажи у Стоппарда — типичные герои литературы нашего времени, так называемые маленькие люди, которым не дано постичь природу страданий Гамлета и которые становятся невольными жертвами своего непонимания. В этом недоумении по поводу происходящего, в этой растерянности они проживают на наших глазах всю пьесу и в финале умирают, так ничего и не поняв.

Пьеса Стоппарда сразу после премьеры обошла подмостки многих театров мира. Несколькими десятилетиями позже (но, по странной прихоти, в один и тот же, 1990 гол) она появилась на экране (режиссёром стал сам автор) и вышла на русском языке (перевод Иосифа Бродского). Фильм получил высшую награду Венецианского фестиваля — «Золотого льва святого Марка». В том же году на сцене Московского театра имени Вл. Маяковского впервые в России режиссёром Евгением Арье был поставлен спектакль по Стоппарду.

В пьесах 90-х гг. («Аркадия», 1993 г.; «Изобретение любви», 1997 г.) словесно-театральная игра Стоппарда стала ещё более утончённой и изощрённой. При чтении подчас кажется, что пониманию рядового зрителя такие сочинения почти недоступны. Это скорее интеллектуальные шарады, чем пьесы. Автор с лёгкостью перемешает своих героев (писателей ушедших эпох) во времени и пространстве. Однако ошеломляющий успех обеих пьес — не только в самой Англии, но и за её пределами — подтверждает, сколь велика театральная интуиция их создателя.

жить. Но, с другой стороны, их самые яркие актёрские удачи связаны преимущественно с классическим (в первую очередь шекспировским) репертуаром.

Эпоха отражалась в зеркале шекспировской сцены: в напряжённых, мучительных поисках актёров и режиссёров, пытавшихся через классические тексты великого поэта передать мироощущение людей XX столетия. Однако на сцене шла и другая жизнь: персонажи пьес современных драматургов Ноэла Пирса Кауарда (1899—1973), Теренса Рэттигена (1911—1977), Уильяма Сомерсета Моэма (1874—1965) были легкомысленными, иногда обаятельными, но далёкими от реальности. Они повествовали о весьма увлекательных событиях, но — чужих, придуманных. На их достаточно однообразном, несмотря на всю внешнюю изобретательность, фоне выделялась лишь драматургия Джона Бойнтона Пристли (1894—1984).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz