Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Однако в жёсткой системе мейнингенцев были и недостатки. Прежде всего «вызубренность» эмоциональных реакций и мизансцен. На сцене всё было достоверно, размечено, выверено, но со временем осталась только великолепная форма, а суть утратилась. Спектакли по-прежнему отличались яркой зрелищностью, но уже не волновали сердца зрителей. В течение шестнадцати лет театр непрерывно гастролировал по Европе (в 1 885 и 1890 гг. приезжал в Рос-

Герцог Георг II на репетиции. Рисунок К. В. Аллерса. 1881 г.

сию), и годы «бродячей» жизни не могли не породить трудности, бытовые и творческие. И всё же следует сказать, что работы мейнингенцев оказали большое влияние на европейский театр, и в частности на сценическое искусство России.

1946). Одна из его первых пьес — семейная драма «Одинокие» (1891 г.). Жизнь героя — молодого учёного Фокерата внешне вполне благополучна, но в глубине души Фокерат тяготится мещанским окружением. Одинокий среди близких, он мечется между двумя женщинами, каждую из которых по-своему любит, и, в конце концов, не сумев сделать выбор, совершает самоубийство. Йоганнес Фокерат — удивительно точный портрет европейского интеллигента конца XIX в. с его нервозностью, одиночеством, растерянностью перед меняющейся действительностью.

Герхарт Гауптман.

327

 

 

Отто Брам — постановщик пьес Г. Гауптмана на сцене «Дойчес-театра», сторонник сценического натурализма.

В «Одиноких» ярко проявились черты новой драмы. На сцене показано течение самой обыкновенной жизни: люди обедают, погружены в повседневные заботы, разговаривают о незначительном, однако именно в это время решаются их судьбы. Гауптман открыл новый сценический приём — напряжённость действия при кажущейся бездейственности. Многое не выражено словами, но прочитывается в паузах, жестах. Стилистика «Одиноких» близка стилистике А. П. Чехова.

В 90-х гг. XIX в. имя Герхарта Гауптмана обрело европейскую известность. В этот период драматург написал пьесы «Ткачи» и «Бобровая шуба» (обе 1892 г.), «Потонувший колокол» (1896 г.), «Михаэль Крамер» (1900 г.). Его встреча с режиссёром Отто Брамом (1856—1912) положила начало новой театральной эпохе в Германии. День премьеры первой пьесы Гауптмана «Перед восходом солнца» (1889 г.), поставленной Брамом, вошёл в историю немецкой сцены.

Произведения Гауптмана рубежа веков наряду с пьесами Ибсена стали основой нового европейского театра. Во Франции к пьесам Гауптмана обращался знаменитый режиссёр Андре Антуан; пьесы немецкого драматурга шли и в русских театрах. В начале XX в. Гауптман уже считался признанным классиком немецкой литературы, а в 1912 г. был удостоен Нобелевской премии.

За два года до прихода нацистов к власти Гауптман создал пьесу «Перед заходом солнца» (1932 г.). История о том, как взрослые дети, испугавшись за судьбу наследства, стали преследовать семидесятилетнего отца, полюбившего молодую девушку, и, в конце концов, довели его до самоубийства, выходила далеко за рамки семейной драмы. Главный герой, тайный коммерции советник Маттиас Клаузен, владелец большого книгоиздательства и подлинный ценитель искусства, олицетворяет лучшие черты немецкой нации и культуры. Не случайно дух великого Гёте — символа этой культуры — витает над пьесой: Клаузен — поклонник и знаток творчества Гёте. В конфликте поколений отразилась модель современной Гауптману Германии. Название произведения символично. Драматург, начавший творческий путь пьесой «Перед восходом солнца», предупреждал: путь от восхода солнца до заката пройден, впереди — ночь, сон разума.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz