Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

 

Елена Вайгель в спектакле «Мамаша Кураж и её дети».

330

 

 

ХАЙНЕР МЮЛЛЕР. БЕЗ НАДЕЖДЫ

На протяжении более чем трёх десятилетий театральный репертуар не только в Европе, но и в мире определяли пьесы немецкого драматурга Хайнера Мюллера (1929— 1995). Эти произведения идут на сценах Франции и Мексики, Польши и Бельгии, Скандинавских стран и Италии.

Попытки разобраться в трагедиях XX столетия и проблемах немецкой истории привели Мюллера к необходимости использовать приёмы гротеска, параболы и ярмарочного балагана, экспрессионизма и сюрреализма. Мир у Мюллера погружён в хаос, из которого человечеству выбраться не суждено. Чёрный туман, клубящийся у истоков времён, окутывает и нынешнюю эпоху. В своих сочинениях — будь то пьесы с самостоятельным сюжетом или версии шекспировских и античных трагедий — драматург отрицает прогресс. Он считает, что человечество заблудилось на своем историческом пути, существует в ситуации вечно длящегося заката.

Зеркало, которое Мюллер держал перед миром, отнюдь не кривое, оно — бесстрастное и беспощадное. Европа часто узнавала себя в нём. В апреле 1991 г. драматургу присудили престижную театральную «Премию Европы», которую вручили в 1994 г. в итальянском городе Таормин.

На российской сцене драматургия Мюллера не прижилась, и причины здесь разные. Немецкая публика привыкла, в отличие от русской, к сложным словесным пассажам, к логическим парадоксам. Сравнительно благополучной Европе есть на чём отдохнуть после мрачных мюллеровских гротесков, а у нас в России чаще всего отдыхать не на чем. И в насторожённом отношении к творчеству Мюллера играет немалую роль чувство самосохранения. Ещё романтики предупреждали: нельзя безнаказанно заглядывать в бездну — можно упасть.

Хайнер Мюллер не только заглянул в эту бездну — он прожил там жизнь, что и сократило его земные дни. Драматург ушёл из жизни, а театры снова и снова обращаются к его пьесам.

Хайнер Мюллер.

ПЕТЕР ШТАЙН

Немецкий режиссёр Петер Штайн (родился в 1937 г.) широко известен в Европе и в России. Он начал свою творческую деятельность в конце 60-х гг., в 1970—1990 гг. возглавлял основанный им в Западном Берлине театр «Шаубюне». С 1985 г. режиссёр работал в других городах Германии, а также в Италии и России.

Штайна всегда интересовала современная драматургия: сочинения немца Бото Штрауса (родился в 1944 г.), француза Кольтеса (1948 г.) занимают важное место в репертуаре «Шаубюне». Однако основа творчества режиссёра всё-таки классика. Убеждённый в том, что «европейский театр покоится на трёх китах: античной трагедии, Шекспире и Чехове», Штайн обращался в 1979 г. к «Орестее» Эсхила, в 1998 г. к «Гамлету» Шекспира, в 1985 г. к «Трём сестрам» Чехова. К русской драматургии Петер Штайн всегда испытывал особый интерес.

В его чеховских и горьковских спектаклях чувствуется прекрасное знание традиций К. С. Станиславского и Московского Художественного театра.

 

Сцена из спектакля «Пер Гюнт»

(драма Г. Ибсена).

Режиссёр Петер Штайн.

Театр «Шаубюне»,


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz