Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1931 г. Лорка стал руководителем передвижного студенческого театра под названием «Ла Баррака». Сначала участники труппы намеревались познакомить публику с испанской драматургией золотого века. Однако Лорка понял, что необходим и современный репертуар — новая поэтическая трагедия.

Свои взгляды на театральное искусство Лорка изложил в «Беседе о театре» (1935 г.). Это своеобразная лекция, с которой драматург выступил в Мадриде перед показом своей трагедии «Йерма» (1934 г.). Спектакль играли ночью, зрителями были артисты, люди театра, художники. Так что с программным выступлением Лорка обращался к коллегам. Он стремился убедить их, что нужен новый театр — театр с «развёрнутыми крыльями». А если сценическое искусство вместо крыльев обладает копытами — тогда беда, тогда нацию не пробудить, а можно лишь погрузить в спячку.

Взгляды Лорки на искусство сцены помогает понять и одна из его ранних лекций, прочитанная в Гренаде в 1922 г. Эта лекция была посвящена особенностям народного пения. Для Лорки главное в актёре — даже не мастерство исполнителя, а некая загадочная способность, которую драматург именовал «игрой беса». Это вдохновение, пробуждающееся в актёре, им самим не осознанное, но безотказно воздействующее на публику. Спустя более чем десять лет Лорка разработал своеобразную теорию творчества и вдохновения и назвал её «Теория и игра беса».

Эскиз декораций к спектаклю театра из Барселоны. Художник Б. Планелла. 1815 г.

Рисунок Лорки.

Федерико Гарсия Лорка.

«Театр, который выдерживает все испытания временем, — это поэтический театр. Поэты всегда владели театром. И чем выше был поэт, тем лучше был театр. Я говорю, конечно, не о лирическом поэте, а о драматическом. В этом смысле поэзия в Испании — явление непреходящее. Народ у нас привык к драматическому театру в стихах».

Федерико Гарсия Лорка. «Об искусстве»

337

 

 

«Мой бес, темный и трепетный, ведёт свою родословную от веселого демона — яркого, как мрамор и соль, запальчиво оцарапавшего Сократа, когда тот принимал ад цикуты; и от меланхоличного, маленького, как зелёный миндаль, демона, который уводил уставшего от прямых и окружностей Декарта слушать на каналах песни пьяных матросов».

Федерико Гарсия Лорка. «Об искусстве»

Сцена из спектакля «Донья Росита». Пьеса Гарсия Лорки. Режиссёр И.Московии. Театр в Йозефштадте, Вена. 1981 г.

Драмы Лорки, с их завораживающим стихотворным ритмом, затягивающим в воронку неразрешимых проблем, тоже словно нашептал этот таинственный испанский бес.

Трагедии Лорки созданы в переломное для Испании время. Весной 1931 г. монархия была свергнута, сторонники республики одержали полную победу на выборах. Многим казалось, что с реакцией покончено навсегда, но через пять лет началась гражданская война, и в результате установилась диктатура Франко.

В трагедиях испанского драматурга всегда льётся кровь, смерть и убийство ужасающи и в то же время обыденны. Одна из пьес названа «Кровавая свадьба» (1933 г.), и уже в самом названии заключено противоречие: свадьба — это праздник, а не кровь... У Лорки природа не союзница героев: право следовать голосу природы и страсти персонаж обретает ценой преступления. Свадьба кончается кровавой драмой, потому что Невеста выходит замуж за нелюбимого, а за радостным событием притаился призрак родовой вражды. И Невеста срывает с головы венок и убегает с тем, кого любит.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz