Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Основателем национального театра Дании стал Лудвиг Хольберг (1684—1754), норвежец по происхождению. Он окончил Университет в Копенгагене, много путешествовал, слушал лекции в Оксфорде и Лейпциге. Постепенно Хольберг пришёл к идее создания национального театра. Прежде всего, нужна была драматургия на родном языке, и требовались актёры, прошедшие профессиональную подготовку. Хольберг пробует силы в комедии — и успешно. В своих сочинениях он соединил художественные приёмы, разработанные Мольером, и принципы итальянской комедии масок — так возникла самобытная национальная комедия.

В 1722 г. Хольберг открыл театр, который так и назвал: Датский театр. Судьба его оказалась сложной и драматичной: театр закрывали власти, он переживал финансовые неурядицы, пострадал от пожара.

Основой репертуара Датского театра стали комедии самого Хольберга. На них воспитывались целые поколения актёров. Драматург написал тридцать шесть пьес, как оригинальных, так и представляющих собой переработки сочинений Плавта и Мольера. Сюжеты в этих произведениях различны, а конфликты и персонажи напоминают друг друга: чаще всего герой ставит перед собой цель, например, разбогатеть, уехать в дальнее путешествие и др. Хольберг считал, что главное для комедии — «истинная весёлость». Рисуя комические характеры, автору не следует бояться преувеличений — часто именно они рождают комический эффект. Любимые герои Хольберга — слуги Генрик и Пернила. Эти комические образы пришли на датскую сцену из итальянской комедии масок; некоторые реплики Генрика напоминают о мольеровском Сганареле (слуга в «Дон Жуане»).

«Чародейство» — наиболее известная комедия Хольберга. Драматург изложил в ней собственную художественную программу. В пьесе идёт спор о театре: ханжи и лицемеры считают это искусство безнравственным и вредным. На сцене появляются персонажи предыдущих комедий Хольберга: они обижены на автора, протестуют против того, как он изобразил их — нелепыми и смешными. Защищает театр актриса Апеллона (её имя напоминает о боге Аполлоне). Героиня высказывает мысли самого драматурга о роли комедии в исправлении нравов, она говорит о высокой миссии театра: искусство сцены и есть истинное чародейство.

После кончины Лудвига Хольберга в развитии датского театра наступила пауза. Новое дыхание национальная сцена получила с появлением пьес драматурга-романтика Адама Готлоба Эленшлегера (1779— 1850).

Взгляды Эленшлегера на искусство театра и поэзию сложились под влиянием немецкого романтизма. В своём творчестве он обращался к скандинавскому фольклору — сагам (древним сказаниям), балладам скальдов (поэтов), народным песням. Первой пьесой, поставленной на сцене, стала трагедия «Ярл Хокон»

*На протяжении нескольких веков Норвегия и Швеция были частями датской державы. Швеция обрела независимость в XVI столетии, а Норвегия стала полностью независимой только в начале XX в.

346

 

 

(1808 г.). Произведение посвящено событиям скандинавской истории, но в столкновении язычников и христиан драматурга, прежде всего, интересовала проблема добра и зла, а также характер правителя-тирана. Столь ценимая романтиками свобода в сочинении Эленшлегера может быть куплена только ценой предательства, т. е. ценой нового рабства. Но романтический герой такую свободу принять не мог.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz