Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

СОМНЕНИЯ И КОНТРАСТЫ. ТЕАТР ИНГМАРА БЕРГМАНА

Шведского режиссёра Ингмара Бергмана (родился в 1918 г.) во всех уголках мира зрители знают в первую очередь как выдающегося мастера кино, однако свой творческий путь Бергман начинал на театральной сцене. В далёком 1940 году он стал ассистентом режиссёра в Королевской опере Стокгольма, а в 1943 г. уже руководил небольшим театром. Потом были фильмы, и среди них «Вечер шутов» (1953 г.), знаменитые «Земляничная поляна», «Седьмая печать» (оба 1957 г.) и многие другие, но театр Бергман никогда не оставлял. Он работал на разных сценах — не только в Швеции, но и в Германии. В начале 60-х гг. был директором лучшего театра Швеции — «Драматен» в Стокгольме; именно здесь он создал наиболее яркие спектакли. Интересы и вкусы Бергмана всегда отличались завидной широтой: он обращался к Шекспиру и Гёте, Стриндбергу и Ибсену, Мольеру и Чехову, немецкому драматургу Петеру Вайсу (1916—1982) и американцу Эдварду Олби (родился в 1928 г.).

Режиссёрская мысль Бергмана остра и беспощадна, он требователен к актёрам и к самому себе. Мастер видит границы человеческих возможностей и знает опасности, которые таятся в натуре людей. Он почти физически ощущает враждебность окружающего мира — и в то же время умеет показать этот мир (и в театре, и в кино) завораживающе красиво. Критики назвали

Бергмана недобрым колдуном, что не совсем справедливо. Он не колдун, а аналитик, подобно своему скандинавскому соседу и предшественнику Генрику Ибсену, строгому судье и одновременно адвокату. Такое сочетание придаёт спектаклям шведского режиссёра необычность, даже загадочность, пугающую откровенность. Бергман стремится дойти в понимании жизни и человека до самой сути, до сокровенных глубин. Он не щадит зрителей даже тогда, когда ставит комедии, например «Двенадцатую ночь» (1975 г.) Шекспира или «Дон Жуана» (первая постановка в 1955 г.) Мольера. Комедийные персонажи страдают, потому что любят, а любовь у Бергмана всегда очень сильное чувство, неподвластное человеку и оттого ранящее. «Двенадцатая ночь» заканчивается хорошо, но Шут в том спектакле пел грустную песню, а на голове у него стояла свеча, которая постепенно угасала. Наступал рассвет, зрители слышали шум дождя, и по окнам дворца в Иллирии текли струи, словно смывая и горе, и радость.

Главным спектаклем (как это часто случалось в истории театра) стал для Бергмана «Гамлет» (1986 г.). К этой работе режиссёр шёл долго, будто примеривался к Шекспиру, стремясь понять английского драматурга по-своему, найти совпадения с мотивами собственных фильмов. Конфликты у Бергмана всегда неразрешимы — с жизнью примиряет лишь само искусство, безупречно высокий уровень бергмановских спектаклей и фильмов. Но мир не хочет быть доб-

Ингмар Бергман на репетиции «Гамлета» с исполнителями главных ролей Перниллой Ётергрен и Петером Стурмаре. Театр «Драматен», Стокгольм. 1985 г.

рым и пригодным для человеческого счастья, люди бьются, словно мухи в паутине, не в силах решить, как жить, что делать, как любить... Эти проблемы не разрешил для себя и сам Бергман, человек и художник.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz