Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Свои взгляды на искусство сцены Гротовский изложил в книге «Бедный театр». Такое название автор выбрал не случайно: «бедным» театр именуется потому, что в нём есть только актёр, и именно актёр, без помощи сценографа, композитора и костюмера, силой своей личности, страстей и эмоций, должен передать замысел драматурга. Постепенно Гротовский отошёл от обычной театральной практики — он начал создавать некие действа на грани театра, психотерапевтического сеанса и ритуала. Принципы подготовки актёра и разработанные Гротовским сценические средства выразительности, найденные в «бедном театре», всё чаще используют в обычных театрах. Ученики и последователи Гротовского работают во многих странах мира.

Ежи Гротовский.

365

 

 

Сцена из спектакля «Тристан и Изольда». К этой опере Р. Вагнера Йозеф Свобода обращался несколько раз.

Театр Карела Чапека (1890— 1938) — это восемь пьес (три Чапек написал совместно с братом Йозефом Чапеком), которые по сей день не сходят со сцен театров Чехии

и Словакии. Будущий драматург окончил гимназию, изучал философию в университетах Берлина и Парижа, в 1915 г. защитил в Пражском университете диссертацию и получил степень доктора философии. Человек в первой комедии Чапека «Разбойники» (1920 г.) предстаёт как мир в себе. Старость и молодость — два прямо противоположных отношения к жизни: примиренческое, построенное на отстаивании незыблемости сложившихся устоев, — и дерзновенное, смело разрушающее их. Этой дерзновенной силой автор наделяет главного героя.

В пьесе «R.U.R.» («Россмусовские универсальные роботы», 1920 г.) Карел Чапек открыл очень важную для XX столетия тему: взаимоотношения человека и машины. Разум

СЦЕНА АНДЖЕЯ ВАЙДЫ

Польского режиссёра Анджея Вайду (родился в 1926 г.) широкая публика знает больше по кинофильмам, чем по работам в театре. Однако благодаря Вайде на польской сцене появились оригинальные интерпретации романов Ф.М. Достоевского. Трагизм и психологическая изощрённость прозы русского писателя привлекали и других режиссёров, но именно Вайда сумел открыть в произведениях Достоевского особую театральность, превратить литературный текст в захватывающее сценическое зрелище.

Несколько раз Вайда обращался к роману «Идиот»; известен опыт работы с японским актёром, который сыграл сразу две роли: и князя Мышкина, и Настасью Филипповну. В спектакле «Бесы» (1971 г.) на сцене Старого театра в Кракове Вайде удалось создать мрачную и тревожную атмосферу, соответствовавшую духу одноимённого романа. Перед зрителем представал мир в предчувствии катастрофы, поражённый неизвестной болезнью. Ритм действия был лихорадочен и взвинчен, персонажи балансировали на грани бездны. Общее построение дополняло художественное решение спектакля: тёмные облака, поле с увядшей травой, комья серой, грязной земли на досках сцены...

В театре Вайда использовал кинематографические приёмы: «кадрирование» пространства (на площадке высвечивался небольшой участок), монтаж эпизодов, резкую стыковку разных по настроению фрагментов. По свидетельству самого режиссёра, он столь же охотно работает на сцене, как и в кино, потому что любит литературу и актёров.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz