Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

311

 

 

Зрительный зал «Бургтеатра», Вена. Конец XIX в.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО АВСТРИИ. ВЕНА ТАНЦУЕТ, РАЗМЫШЛЯЕТ И ГРУСТИТ

В наследство человечеству XIX и XX столетия оставили два разных образа австрийского театра. И не только театра, но и самой страны — сначала империи, а потом республики.

В конце XVIII в. на подмостках воцарилась венская народная комедия с забавными персонажами, занимательными сюжетами, лёгким диалогом. В театрах предместий столицы публика больше всего любила зингшпиль — предтечу оперетты. Всё XIX столетие на австрийской сцене торжествовали комедия и оперетта. Однако был в XIX в. венский драматург, который писал и трагедии. В произведениях Франца Грильпарцера (1791—1872) бал правила поэзия. Лиризм и красота стихов смягчали трагизм, и даже драматические финалы приносили успокоение.

Пьесы «Волны моря и любви» (1831 г.) и «Еврейка из Толедо» (1855 г., поставлена в 1872 г.) по жанру — лирические драмы. В них сыграл свои лучшие роли австрийский актёр Йозеф Кайнц (1858—1910; впоследствии работал в Германии). В первой пьесе Грильпарцер использовал античный сюжет. Юноша Леандр полюбил жрицу Афродиты Геро. Жрица связана обетом безбрачия, однако любовь оказывается сильнее верности богам. Чтобы увидеть возлюбленную, Леандр должен

Франц Грильпарцер.

312

 

 

переплыть бурный пролив Геллеспонт. Девушка ночью зажигает на башне огонь, который служит маяком Леандру. Но светильник гаснет, и утром волны выносят на берег мёртвое тело. Не перенеся потери, Геро умирает.

Кайнц в роли Леандра, согласно австрийской традиции, пел своего рода арию о любви и преданности; актёр покорял публику искренностью чувств и напевной манерой чтения стихов. Австрийский, особенно венский, вариант немецкого языка более плавный и напевный, чем традиционный немецкий. Кайнц растягивал гласные звуки, а согласные глухие превращал в звонкие. По свидетельству современников, звуки становились образами то ночи и темноты, то светлого дня.

В Вене в XIX в. по примеру Парижа была создана консерватория, где обучались и музыкальному, и драматическому искусству. Здесь поощрялась напевная манера произнесения не только стихотворных, но и прозаических текстов. Этому студентов специально учили. Правда, актёрам, усвоившим такой стиль, трудно было играть в комедиях, поэтому выпускники консерватории предпочитали Грильпарцера либо Шиллера и Шекспира.

Театральная жизнь Австрии протекала преимущественно в столице: здесь были расположены главные театры, жили подлинные ценители сценического искусства. Главным австрийским театром был «Бургтеатр» (нем. «городской театр»), созданный ещё в 1741 г. (в 1776 г. получил статус императорского). На его сцене шли в основном трагедии и драмы. Судьба театра сложилась так, что долгое время он напоминал большой и вполне профессиональный оркестр, но без дирижёра. Актёры превращались в солистов, как в опере. Переломить ситуацию попытался драматург, историк театрального искусства и один из первых австрийских режиссёров Генрих Лаубе (1806—1884). Переехав в середине XIX столетия из Германии в Австрию, Лаубе стал во главе «Бургтеатра»


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz