Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

По-своему выразил тревоги времени и предчувствие трагического XX столетия Гуго фон Гофмансталь (1874—1929). В его пьесах «Вчера» (1891 г.), «Безумец и Смерть» (1893 г.) герои живут то ли в реальности, то ли в мире грёз. Фантазии и меч-

Сцена из спектакля «Забава» (пьеса A. Шницлера). Режиссёр

B. Либенайнер. Театр в Йозефштадте, Вена. 1981 г.

*Чардаш (от венг. csardas — «танцевать») — венгерский народный танец.

*Зигмунд Фрейд (1856— 1939) — австрийский невропатолог и психиатр, основатель психоанализа, метода психотерапии и психологического учения, ставящего в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

314

 

 

ВАЛЬС НА СЦЕНЕ

В австрийской оперетте, начиная с Иоганна Штрауса-сына, преобладал венский вальс. Имре Кальман позднее ввёл другой танец — чардаш, который изменил философию музыки, её лирическую окраску и эмоциональный тон.

Оперетты Штрауса возникли из атмосферы увеселительных заведений и маленьких уличных кафе, многолюдных праздничных гуляний и балов-маскарадов, из возбуждённых сборищ и городской суеты. Вальсы Штрауса — поистине душа его оперетт. Композитор соединяет героев в один большой круг: герцогинь и горничных, ловеласов и примерных отцов семейства, искательниц приключений и защитниц домашнего очага. Таков знаменитый вальс из оперетты «Летучая мышь» (1874 г.).

Памятник Иоганну Штраусу-сыну в Вене.

ты подменяют реальную жизнь, всё растворяется, дробится, множится в зыбкой, обманчивой атмосфере. Исследователи назвали манеру Гофмансталя импрессионистской по аналогии с живописью. Однако эти пьесы драматичны, в них нет умиротворённости, и красота их исчезающая, гибнущая. Опору поэт и драматург стремился найти в традициях и сюжетах прошлого — так родилась пьеса «Каждый» (1912 г.), переработка средневекового моралите.

Для постановки этой пьесы Гофмансталя нужен был особый театр в особом городе, и такой город был найден — старый средневековый Зальцбург, где, по преданию, любил бывать доктор Фауст.

Традиции венской народной комедии, как будто совсем забытые, возродились в 30-х гг. в разоблачительной драматургии Эдена фон Хорвата (1901—1938). В пьесах Хорвата действовали те же персонажи, что и в старой венской комедии: портные и лавочники, продавцы игрушек и парикмахеры, горничные и модистки. Но атмосфера веселья и радости исчезла навсегда, герои утратили наивность и простодушие,

Справа налево: австрийский драматург Петер Хандке (родился в 1942 г.) и режиссёр Люк Бонди (родился в 1948 г.) на сьёмках фильма.

Адель Сандрок с успехом выступала и в драме, и в оперетте.

315

 

 

научились хитрить, обманывать. Конечно, и в венской народной комедии тоже всё было не столь безоблачно, но добро всегда побеждало зло. Герои могли устроить свои дела за счёт других, но согрешивший в конце раскаивался.

После трагедии аншлюса (нем. Anschluβ — «присоединение») в марте 1938 г., когда Австрия была присоединена к гитлеровской Германии, и Второй мировой войны театральное искусство несколько утратило национальную самобытность. На сцене «Бургтеатра» начали ставить спектакли режиссёры из всех стран мира. Зальцбургский фестиваль всё больше подчиняет свои программы интересам соседней Германии. Уже трудно стало определить, где немецкий актёр, а где австрийский. Последним настоящим австрийцем-романтиком на сцене — и по биографии, и по мироощущению, старомодному и пронизанному лиризмом, — был актёр Оскар Вернер (настоящие имя и фамилия Йозеф Виссмайер, 1923-1984).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz