Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

А началось всё в октябре 1824 г., когда в газете «Московские ведомости» появилось объявление, что в бывшем доме купца Василия Варгина на Петровской (ныне Театральной) площади открывается Императорский театр. В январе следующего, 1825 года сообщили об открытии на той же площади другого театра, который из-за размеров стали именовать Большим. Естественно, что тот, первый, начали называть Малым. Вначале театры имели общую труппу и представляли вниманию публики оперные, балетные и драматические спектакли. Но постепенно Малый стал специализироваться на драматических постановках, а Большой — на опере и балете.

Когда в качестве постоянного автора Малого театра появился Александр Николаевич Островский, театр, наконец, обрёл драматурга, в пьесах которого труппа могла реализовать свой творческий потенциал. Пристрастия драматурга и артистов счастливо совпали. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык, новые герои: купцы, чиновники, мещане. Уже на премьере первой постановки в Малом театре пьесы Островского («Не в свои сани не садись», 1853 г.) публика кричала, вызывая на поклоны участников: «Всех! Всех!». Постепенно актёры Малого театра выработали свою манеру игры драматургии Островского: подробную, почти скульптурную, скрупулёзно точную в деталях быта, говора, поведения персонажей.

В пьесах Островского актёры Малого блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925), актриса, амплуа которой охватывало и трагедию, и драму, и комедию, была знаменитой Кручининой из

Александр Николаевич Островский.

386

 

 

«Без вины виноватых» (постановка 1884 г.). А под конец жизни она великолепно играла роли старух (например, Мурзавецкую в «Волках и овцах»). Мария Николаевна Ермолова (1853—1928) соединила традицию романтического театра, заложенную Мочаловым, с реалистической манерой династии Садовских. В её героинях (Негина из «Талантов и поклонников», Людмила из «Поздней любви») зрители видели женщин нового склада: сильных, страдающих, раздираемых тоской и восстающих против привычного уклада жизни. Эти героини казались персонажами не русской бытовой драмы, а русской трагедии.

Театральная критика и наиболее образованные зрители сетовали по поводу отсутствия единого ансамбля на сцене: один хороший актёр ещё не всё, нужно достойное окружение. Виссарион Григорьевич Белинский утверждал, что «полное сценическое очарование возможно только под условием естественности представления, происходящей сколько от искусства, столько и от ансамбля игры». Задачи режиссёра сводились к «надзору за труппою», и в режиссёры шли актёры, как правило, не очень талантливые. Вплоть

до создания Московского Художественного театра (1898 г.) актёр (или драматург, как Островский) оставался полновластным хозяином подмостков, поэтому история русского театра XIX столетия складывалась по преимуществу из актёрских работ. Первые режиссёрские опыты относятся к концу XIX в. О необходимости создания целостного зрелища в дирекции Императорских театров


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz