Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

 

Г. Н. Федотова в роли Катерины (пьеса А. Н. Островского «Гроза»). Малый театр, Москва. 1866 г.

М.Н. Ермолова в роли Жанны д'Арк (пьеса Ф. Шиллера «Орлеанская дева»). Малый театр, Москва. 1884 г.

ВЛАДИСЛАВ ОЗЕРОВ

Как драматург Владислав Александрович Озеров (1769—1816) дебютировал в 1 798 г. Забытый сегодня всеми, кроме историков театра и литературы, Озеров удостоился великой чести быть упомянутым А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Это о нём сказано: «Там Озеров невольны дани народных слёз, рукоплесканий с младой Семёновой делил». Первая его пьеса — трагедия «Ярополк и Олег» (1798 г.) особого интереса не вызвала, но вторая трагедия, «Эдип в Афинах» (1 804 г.), принесла автору славу. В произведении тирану Креону противопоставлен идеальный герой Тезей. Известный хроникёр русского театра В. Жихарев отмечал в своих воспоминаниях, что, слушая монологи Тезея, публика связывала их с добродетелями «обожаемого нашего Александра (императора. — Прим. ред.)». Так мифологический сюжет наполнялся для зрителей современным содержанием. Большой успех выпал на долю третьей трагедии Озерова — «Дмитрий Донской» (1807 г.). Автор не следовал точно историческим фактам. В пьесе Дмитрий любит княжну Ксению и собирается на ней жениться, хотя ко времени Куликовской битвы реальный Дмитрий был уже женат. Озеров написал не историческую, а политическую трагедию: в образе Дмитрия драматург вывел царя Александра I, в образе Мамая — Наполеона, который в то время двигался на Восток. Трагедия Озерова появилась на волне патриотического подъёма, готовности защитить Отечество. Главная роль в этой пьесе была очень выигрышной для актёра.

В Петербурге Дмитрия играл Алексей Яковлев. Тот же Жихарев записал в дневнике: «Я не могу отдать себе отчёта в том, что со мной происходило. Я чувствовал стеснение в груди, меня душили спазмы, била лихорадка, бросало то в озноб, то в жар, то я плакал навзрыд, то аплодировал изо всей мочи... словом, безумствовал, как безумствовала, впрочем, и вся публика». Когда Дмитрий произнёс: «Беды платить врагам настало нынче время», по воспоминаниям Жихарева, «раздались такие рукоплескания, топот, крики „браво", что Яковлев вынужден был остановиться. Этот шум продолжался пять минут и утих ненадолго».

387

 

 

 

ДИНАСТИЯ САДОВСКИХ

Родоначальником актёрской династии стал Пров Михайлович Садовский (настоящая фамилия Ермилов, 1818— 1872). Сохранились свидетельства о необыкновенной простоте его манеры игры. В пьесах А. Н. Островского он сыграл двадцать семь ролей, в основном изображая самодуров. При этом Пров Садовский не делал из своих не слишком приятных героев, вроде Дикого из «Грозы», отъявленных злодеев. Он их по-своему оправдывал, считая, что они не родились извергами, что такими сделала их жизнь.

Его сын, Михаил Провович Садовский (1847—1910), был человеком разносторонним. Он не только выступал на сцене Малого театра, но и писал басни, пьесы, сатирические стихи, знал пять языков. Михаил Садовский играл, как правило, роли людей ущемлённых, несчастных, обиженных, неустроенных. Так, студента Мелузова из «Талантов и поклонников» он показал разночинцем-туберкулёзником, зябко кутающимся в плед. Садовский почти не пользовался гримом. Его «коньком» было внутреннее перевоплощение: он тщательно продумывал мимику, жесты, походку, манеру говорить каждого персонажа.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz