Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Эскизы форменной одежды для служителей MXT. Художник Ф.О. Шехтель.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Начало XX в.

*Серебряным веком в истории культуры России принято называть эпоху 1900— 1917 гг.

393

 

 

Эскиз костюма к спектаклю «Фамира-кифаред»

(пьеса И. Н. Анненского).

взаимодействовали по-разному. Таиров сотрудничал со сценографом Александрой Александровной Экстер. Декорации были ею решены в стиле кубизма.

Оформление отличалось трёхмерным построением, что помогало зрителям воспринять своеобразную скульптурность персонажей, задуманную режиссёром. Нагромождение разноцветных кубов на сцене напоминало какие-то причудливые пейзажи, дикую природу. Конусообразные декорации обретали в восприятии публики сходство с пирамидальными тополями. Таировым и Экстер плоскость сцены была разрушена, некоторые эпизоды часто игрались на широких ступенях лестницы.

Декорации, по словам А. Я. Таирова, превращались в конструкцию и становились «послушной клавиатурой для актёров». Работая с Экстер, руководитель Камерного театра

«БАЛАГАНЧИК» БЛОКА НА СЦЕНЕ

Премьера драмы Александра Александровича Блока (1880—1921) «Балаганчик» состоялась в декабре 1906 г. в постановке Мейерхольда. Спектакль дал возможность напомнить зрителям об итальянской комедии масок, с её непременными персонажами (Пьеро, Арлекином и Коломбиной). В «Балаганчике» торжествовал театр как прекрасное и великое искусство, которому доступно всё и которое ничего не боится (может и посмеяться над самим собой). Это было очень изысканное зрелище; порой в нём проскальзывала издёвка, а порой его наполняла невыразимая грусть. Спектакль вызвал и бурные восторги, и шумные скандалы. Особенно возмущены были «правоверные» символисты, люди серьёзные, мистически настроенные. Они не могли позволить какому-то режиссёру смеяться над собой.

Сам Мейерхольд сыграл роль Пьеро. Он придумал сухой, надтреснутый голос, игрушечную пластику марионетки; время от времени этот персонаж-кукла издавал жалобные стоны. В полном соответствии с программами символистов возлюбленная Пьеро Коломбина оказывалась Смертью. Однако, возможно, это был очередной розыгрыш, потому что неожиданно появлялся красивый и стройный Арлекин и уводил Коломбину, как и положено в традиционном любовном треугольнике комедии масок. Это был откровенный театр — обнажение приёма режиссёр превратил в главный принцип постановки. Необычным было оформление спектакля. Всё решалось в условной манере. Окно на заднике сиены было заклеено бумагой. Бутафоры на глазах у всех освещали площадку палочками бенгальского огня. Арлекин выскакивал в окно, разрывая бумагу. Декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, а в финале Пьеро — Мейерхольд, наигрывая на дудочке простую мелодию, обращался в зал со словами: «Мне очень грустно. А вам смешно?..».

СУДЬБА МЕЙЕРХОЛЬДА

В 1906—1907 гг. В.Э. Мейерхольд стал главным режиссёром Театра Комиссаржевской. Поставленные им спектакли не похожи друг на друга, он экспериментировал с различным репертуаром, ставил классику и современную драму, пантомиму и оперы. У него не было единого, окончательно сформулированного взгляда на профессию и задачи режиссёра. По мнению Мейерхольда, режиссёр всегда хозяин на сиене и обязательно творец, изобретатель, некий театральный бог, Аполлон и Дионис в одном лице. Художественный язык российской сцены XX в. сложился во многом благодаря работам Мейерхольда, его решениям сценического пространства, творческой работе с текстами пьес. Спектакль для этого режиссёра — не «вырез жизни», а модель мира, поэтический образ бытия. Сатира у него соседствовала с трагедией, гротеск переплетался с драмой, бунт против традиций — с подчёркнутым традиционализмом, сиюминутная политика — с вечными вопросами.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz