Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Человек в понимании Мейерхольда одновременно житель какого-нибудь определённого города и дитя Вселенной. Актёр — это лицедей и комедиант, но и — профессионал, усвоивший психологизм по Станиславскому и позаимствовавший пластическое совершенство у циркачей.

Премьера пьесы М. Метерлинка «Сестра Беатриса» состоялась 22 ноября 1906 г. Это был триумф Мейерхольда как режиссёра и В. Ф. Комиссаржевской как актрисы. Идеи и образы пьесы оказались очень близки российским настроениям той поры: смятение в общественной жизни не исключало надежды; стремление к людям, в мир стало неотделимым от желания уединения, «бегства в себя». Монахиня Беатриса, нарушившая обет, обрела святость, потому что прошла путь страданий. Свершалось чудо: в финале грешная сестра представала Мадонной.

После «Сестры Беатрисы» Мейерхольд поставил ещё несколько спектаклей, используя приёмы символизма и одновременно пародируя их. Его фантазия и стремление творить будто подстёгива-

*Кубизм (от греч. «ку'бос» — «куб») — течение в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX в. во Франции. Представители кубизма показывают предметы, людей, природу в виде простейших геометрических тел (куба, шара и т. д.).

394

 

 

Ю.М. Юрьев в роли Дон Жуана в постановке пьесы Мольера «Дон Жуан». Режиссёр В.Э. Мейерхольд. Александринский театр, Санкт-Петербург. 1910 г.

ли его — и первая актриса театра не выдержала постоянного желания подчинить свои замыслы режиссёрским намерениям Мейерхольда. Возник конфликт, причём каждый остался при своих убеждениях; этот конфликт определялся отнюдь не чертами характера, а временем. В разрыве режиссёра и актрисы отразился важный этап в развитии европейского театрального искусства. Актёр, конечно, сознавал, что для создания полноценного спектакля нужен режиссёр, но всё же не хотел «растворяться» в его замысле.

Мейерхольду стало тесно на маленькой сиене. Он намеревался подчинить себе Императорские театры.

Удивление у поклонников и противников режиссёр вызвал, начав работать в системе Императорских театров. Два его спектакля — комедия Мольера «Дон Жуан» (1910 г.) и лермонтовский «Маскарад» (1917 г.) — стали примерами нового театрального стиля, в котором обращение к традиции сочеталось со смелым новаторством. Мейерхольд доказал, что, используя приёмы и формы театра прошлых эпох, можно создать подчёркнуто современный спектакль.

Если в Московском Художественном театре, у Станиславского, несмотря на поиски новых форм, в итоге стремились показать на сцене «жизнь как она есть», то Мейерхольд поражал публику зрелищем «театра как он есть». В «Дон Жуане» на просцениуме устанавливались канделябры, и зрители, входя в зал, видели колеблющееся пламя свечей и старинные гобелены в полутьме. Спектакль оформил Александр Яковлевич Головин (1863—1930). Сценограф и режиссёр стремились воспроизвести «воздух мольеровской эпохи», обучали актёров балетной грации движений, «напевности походки». Актёров Александринского театра Мейерхольд заставлял двигаться по площадке легко, говорить будто играючи.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz