Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Ещё одной формой театральных действ был церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось «Пещное действо». Его сюжет взят из Библии: три отрока отказались поклоняться идолам ассирийского царя Навуходоносора; их бросили в печь, но ангел, посланный Богом, спас отроков от гибели.

История русского профессионального театра насчитывает более трёх веков. До XVII в. (если говорить точно — до 17 октября 1б72 г.) в России не было театра в тех формах, которые привычны для сегодняшнего зрителя. Именно 17 октября в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра.

Можно сказать, что Алексей Михайлович, отец Петра I (1б72— 1725 гг.), кое в чём предвосхитил своего сына-реформатора. В середине XVII в. началось бурное развитие образования и культуры. Развивались светская музыка и живопись, была издана первая грамматика Мелетия Смотрицкого, открывались разнообразные школы и училища, а в 1687 г. была открыта Эллино-греческая академия (с 1775 г. стала называться Славяно-греко-латинской).

Возник у царя интерес и к театральному искусству. Своих специалистов ещё не было, и Алексей Михайлович поручил подыскать их за границей, но поиски оказались безуспешными. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы.

Алексей Михайлович запретил искусство скоморохов, и он же учредил театр. Вряд ли, создавая театр, царь исходил из глубоких культурных побуждений, просто он знал от послов, что при каждом европейском дворе есть театры, и не хотел отставать. Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1б72 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года.

Непосредственным исполнителем царской воли стал начальник Посольского приказа (сейчас он бы назывался министром иностранных дел) Артамон Сергеевич Матвеев (1625—1682). Он и нашёл в Немецкой слободе Иоганна Готфрида

Уличное представление на Руси в XVII в. Реконструкция.

«Пещное действо». Макет.

Артамон Сергеевич Матвеев.

*Навуходоносор II, царь Вавилонии (605—562 гг. до н.э.), захватил территорию Сирии и Палестины, совершил поход в Северную Аравию. Этот правитель дважды разрушал восставший Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и увёл в плен множество жителей Иудеи.

377

 

 

Иоганн Готфрид Грегори.

Грегори (1631—1675), пастора местной лютеранской церкви. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.

Указ о создании театра обязывал «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии книгу Есфирь... и для того действа устроить комедийную хоромину». Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Действие начинается со сцены пира, устроенного персидским царём Артаксерксом. Он решает показать гостям красавицу жену Астинь, но та не хочет выйти к пирующим. В Библии её отказ мотивирован непомерной гордостью красавицы, в пьесе же Астинь рассуждает о том, что женщина равна мужчине. Астинь изгоняют и находят царю новую жену — Есфирь. По совету воспитателя — Мардохея она скрывает от Артаксеркса своё иудейское происхождение. Мардохей спасает жизнь царя, раскрыв заговор, но вызывает злобу и зависть со стороны царского воеводы князя Амана, который хочет погубить весь еврейский народ. Рискуя жизнью, Есфирь спасает свой народ.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz