Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Труппа Художественного театра по-прежнему собиралась играть спектакли «для широких кругов демократии, невзирая ни на какие политические перевороты». В репертуаре сохранялись работы дореволюционных лет, сценические версии русской классики: шли «Три сестры», «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского. Новые власти поддерживали МХТ, высоко оценивая деятельность его руководителей.

К.С. Станиславский с группой актёров перед отъездом на гастроли. 1922 г.

396

 

 

В 1919 г. Малому, Александринскому (теперь он назывался Театром драмы), Московскому Художественному театрам советское правительство присвоило звание академического (это высшая квалификация). К этой группе был отнесён и таировский Камерный театр. Два крупнейших оперных театра: Большой в Москве и Мариинский в Петрограде — тоже стали именоваться академическими.

В труппе Малого театра придерживались позиции, близкой Станиславскому: «искусство есть искусство, а политика есть политика». Именно так заявлял первый трагик театра, прославившийся многими яркими ролями, — Александр Иванович Южин (настоящая фамилия Сумбатов, 1857—1927). Однако тот же Южин, фактический руководитель труппы, всё же стремился приспособить репертуар к требованиям новой, народной аудитории. Он понимал, что высокая трагедия, прежде всего романтическая, должна оказаться созвучной времени. И был прав: в первые послереволюционные годы романтические пьесы повсеместно вернулись на сцену, причём не только в профессиональных театрах, но и в многочисленных самодеятельных группах, в том числе и фронтовых. Фридрих Шиллер, Уильям Шекспир, Виктор Гюго и Лопе де Вега в Малом театре воспринимались теперь как авторы исторических трагедий о борьбе с тиранией, полных мелодраматических страстей. Недаром народный комиссар просвещения А.В. Луначарский (1875—1933) считал, что эмоционально приподнятая мелодрама, в финале которой торжествует справедливость, как нельзя лучше отвечает запросам революционной аудитории.

С Луначарским отчасти соглашался поэт А.А. Блок; поддерживал увлечение романтической трагедией и петербургский трагик Ю.М. Юрьев. Он предпринял попытку создать собственный Театр трагедии и играть спектакли на арене цирка. Юрьеву помогали Ф.И. Шаляпин и театральный художник М.В. Добужинский, А.М. Горький и актриса Мария Фёдоровна Андреева (настоящая фамилия Юрковская, 1868—1953). Юрьев писал, что героические спектакли с яркой личностью в центре во всём соответствуют моменту, переживаемому страной. Он хотел, чтобы спектакли этого театра были «мощными, грандиозными зрелищами». Публике показали «Царя Эдипа» Софокла и «Макбета» Шекспира. Персонажи классических пьес представали сильными и волевыми героями, бросавшими вызов судьбе: Юрьев и Андреева играли людей, одержимых одной страстью, эгоистов, думающих только о себе, — фанатиков тирании.

Юрьевский Театр трагедии положил начало организации в Петрограде Большого драматического театра (БДТ). Созданный осенью 1918 г., этот театр на Фонтанке существует по сей день. Во главе новой сцены стояли А.А. Блок и М.Ф. Андреева. М. Горький, принимавший живое участие в планах театра, не уставал повторять, что народу нужно показать красивое, захватывающее зрелище с яркими персонажами. Можно даже «поэтически раскрасить человека» на сцене, чтобы публика отдохнула от тяжёлых будней.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz