Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Оптимизмом и настроением праздничности были пронизаны и другие театральные работы, например «Принцесса Турандот» Гоцци в постановке Е. Вахтангова (1922 г.).

С ПОМОЩЬЮ КЛАССИКИ — ОБО ВСЁМ

На русской сцене всегда с уважением относились к классической драматургии, считали её наследие неисчерпаемым кладезем тем, сюжетов, ролей для ярких и запоминающихся актёрских работ. В 20-х гг. в клас-

Эскизы костюмов к спектаклю «Мистерия-буфф», выполненные В.В. Маяковским — автором пьесы. 1919 г.

398

 

 

сике усомнились, и разгорелась острая дискуссия. Театры решали, как ставить старые пьесы так, чтобы они были актуальны, понятны новому зрителю и звучали современно. Бережное отношение уступило место «циркизации» классики, в чём преуспел молодой Сергей Эйзенштейн (см. статью «Рождение и взлёт советского кино» в разделе «Кино»). Постановка комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1923 г.; спектакль шёл под названием «Мудрец») была названа создателями «монтажом аттракционов». Актёры — участники сценического действия должны были стать клоунами и акробатами, уметь ходить по проволоке и управляться с шестом.

В такой же манере Мейерхольд в Театре революции поставил «Доходное место» (пьеса А. Н. Островского) в том же, 1923 году, но эта работа оказалась более серьёзной, более человечной и содержательной. Время выхода двух этих спектаклей совпало с юбилеем русского драматурга, и А В. Луначарский (нарком, т. е. министр, просвещения) выдвинул лозунг «Назад к Островскому!». Это означало возвращение театра к традициям XIX в., вполне плодотворным и полезным.

Каждый театр, каждый режиссёр поняли лозунг по-своему. Мейерхольд продолжал создавать грандиозные сценические гротески, поражая зрителей дерзостью и неуёмной фантазией («Лес», 1924 г.; «Ревизор», 1926 г.; «Горе уму», 1925 г.; так называлась у Мейерхольда комедия Грибоедова «Горе от ума»). Таиров после бесспорного успеха постановки «Федры» Расина с Алисой Коонен в главной роли (1922 г.) обратился к «Грозе» Островского, но потерпел неудачу. Поэтика таировского театра противоречила пьесе, её русскому колориту.

Обратившись к классической драматургии, новое дыхание обрёл Московский Художественный театр (МХТ). К.С. Станиславский поставил две комедии: в 1926 г. — «Горячее сердце» Островского, а в 1927 г. — «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Режиссёрское искусство МХАТа успешно выдерживало сравнение с оппонентами. Спектакли получились живыми, яркими, выразительными и динамичными. В третьем действии «Горячего сердца» на площадке были размещены витые голубые колонны с золотыми шарами, с обеих сторон широкой лестницы на зрителей смотрели геральдические львы и медведи (большие чучела) с подносом в лапах. На сцене царствовали сатира и одновременно поэзия: актёры поняли замысел постановщика и не

Эскиз С.М. Эйзенштейна к спектаклю «Мексиканец» по рассказу Джека Лондона. 1921 г.

Эскиз декораций к спектаклю «Горячее сердце». Режиссёр К.С. Станиславский, художник Н.П. Крымов.

399

 

 


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz