Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

жалели сочных красок для изображения своих героев. МХАТ демонстрировал публике новую, ранее несвойственную этому театру театральность и зрелищность. «Женитьбу Фигаро» оформлял художник, работавший ранее с Мейерхольдом, — А.Я. Головин.

В 1924 г. так называемая Первая студия МХАТ стала самостоятельным театром.

Спектакли МХАТа-2 (так стала именоваться студия) шли на основной сцене. На первых порах театром руководил Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922), а после его смерти — М.А. Чехов, уже известный актёр, прославившийся в роли Хлестакова. Событием стали две очень не похожие друг на друга постановки: «Гамлет» (1924 г.) с Михаилом Чеховым в главной роли (спектакль был подготовлен методом «коллективной режиссуры») и «Блоха» по Н. С. Лескову, поставленная Алексеем Денисовичем Диким (1889—1955) в 1925 г. Станиславский высоко ценил талант М. Чехова и говорил, что нет такой актёрской, творческой задачи, которую тот не смог бы выполнить. В шекспировском «Гамлете» герой отличался от всех: мрачный и бледный, будто заворожённый собственной болью, он заражал публику своим настроением.

«Блоха» шла в декорациях художника Б.М. Кустодиева и была превращена Диким в «увеселительное представление» с «разными превращениями и танцами», о чём объявлялось в афише. По свидетельству очевидцев, в зрительном зале на всём протяжении действия не смолкал хохот; это был спектакль «с солью и перцем».

В 1928 г. Чехов, сыграв свою последнюю роль на родине — Муромского в «Деле» А.В. Сухово-Кобылина, уехал за границу. Он выступал на сценах разных стран, создал свою актёрскую школу, развив систему Станиславского за счёт импровизационного элемента (см. статью «Актёрское искусство»).

С начала 30-х гг. атмосфера в стране изменилась, все сферы художественной жизни стали подвергаться очень жёсткому давлению властей: предполагалась выработка единого стиля, которому должны были следовать деятели всех видов искусства.

Однако театр не то чтобы сопротивлялся, а будто жил своей жизнью, искал и находил способы отражения настроений эпохи не только в современной драматургии, не всегда удачной, но снова и снова — в классике.

После небольшого перерыва на сцену вернулся Шекспир. Именно 30-е годы подарили истории отечественного театра возвышенные и мощные, комические и гротескные шекспировские образы. Правда, нередко классику чрезмерно грубо и прямо стремились приспособить к современности — в духе вульгарного социологизма.

Так, в студии под руководством Рубена Николаевича Симонова (1899— 1968) молодой режиссёр Андрей Михайлович Лобанов (1900—1959), поставив в 1934 г. «Вишнёвый сад», насильно ввёл в пьесу сатирические и обличительные мотивы. Героиня Чехова — Раневская становилась почти уличной женщиной, явно имела связь с лакеем Яшей, а Петя Трофимов был превращён Лобановым в вечно пьяного болтуна...

Аналогичную операцию провёл режиссёр и художник Н.П. Акимов с шекспировским «Гамлетом» (1932 г.). Создатель спектакля считал, что вопросы, над которыми бился

Эскиз декораций к спектаклю «Блоха».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz