Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Окончив ГИТИС, Товстоногов вернулся в Тбилиси. Там он работал в ТЮЗе и в Русском театре, преподавал в театральном институте. В 1948 г. переехал в столицу и поставил в Центральном детском театре спектакль «Где-то в Сибири» (по повести И. Ирошниковой).

Сцена из спектакля «Пять вечеров». Тамара — Зинаида Шарко, Ильин — Ефим Копелян.

Незаурядное дарование Товстоногова заметили, и вскоре его назначили главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Лучшими его спектаклями стали «Дорогой бессмертия» (1954 г.; по документальной повести чешского антифашиста Юлиуса Фучика «Репортаж с петлёй на шее») и «Униженные и оскорблённые» (1970 г.; по роману Ф.М. Достоевского).

Товстоногов ставил спектакли и в других театрах Ленинграда. В 1954 г. в Театре комедии имени Н. П. Акимова появились «Помпадуры и помпадурши» М.Е. Салтыкова-Щедрина, а в 1955 г. в Театре имени А.С. Пушкина (бывшем Александринском) — пьеса Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия». За этот спектакль режиссёр получил высшую в те годы награду — Ленинскую премию.

Большой драматический театр имел славную историю, но ко времени прихода в него Товстоногова (1956 г.) находился в творческом кризисе. Уже первые спектакли, поставленные новым режиссёром, вернули зрителей в театр, и с тех пор БДТ не видел ни одного непроданного билета.

В 50-х гг. в театральном искусстве происходили серьёзные перемены. Не случайно, что год прихода Товстоногова в Большой драматический совпал со временем возникновения в Москве театра «Современник». Самые талантливые деятели театра пони-

406

 

 

и достоверности своих первых спектаклей. Впрочем, по-иному и быть не могло. Сильные стороны «Современника» — «звёздная» труппа и стойкий интерес публики.

В 50-х гг. появились и первые спектакли Анатолия Васильевича Эфроса (1925—1987). Его первый театральный дом находился на площади Свердлова (ныне Театральная), рядом с Большим театром. В Центральном детском театре (ЦДТ) в постановках Эфроса 50-х гг. артисты играли самозабвенно и увлечённо.

В ЦДТ Эфрос ставил пьесы Виктора Розова: «В поисках радости», «В добрый час», «Неравный бой». На сцене появились современные мальчики, пытливо ищущие свою дорогу и не признающие лицемерия и мещанства. Режиссёр стремился к естественности, мечтал освободить идеи Станиславского от царившей вокруг театральной напыщенности

Сцена из спектакля «Три сестры». Постановка А. Эфроса. Московский драматический театр на Малой Бронной, 1967 г.

мали, что искусство сцены нуждается в обновлении, в новых творческих идеях и приёмах. Товстоногову удалось создать театр, который заговорил на естественном, но сценически очень выразительном языке. Он воспитал блистательных артистов: Евгения Лебедева, Иннокентия Смоктуновского, Павла Луспекаева, Татьяну Доронину, Ефима Копеляна, Зинаиду Шарко, Владислава Стржельчика, Кирилла Лаврова, Сергея Юрского и многих других.

Вскоре после прихода в театр, в 1959 г., Товстоногов поставил спектакль, который вошёл в историю русского театра, — «Пять вечеров» драматурга Александра Моисеевича Володина (настоящая фамилия Лифшиц, родился в 1919 г.). Новизна заключалась в отсутствии пафоса: спектакль рассказывал о жизни самых обыкновенных людей, герои были показаны с состраданием и любовью. Режиссёр нашёл новую интонацию, с которой современная сцена говорит и по сей день.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz