Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Такие спектакли Товстоногова, как «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского, «Варвары» и «Мещане» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Три сестры» А.П. Чехова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «История лошади» по повести Л.Н. Толстого «Холстомер», вошли в историю мирового театра. Классические тексты режиссёр прочёл глазами человека XX столетия, увидев в них мотивы, которые не потеряли актуальности и в наши дни.

Много и плодотворно Товстоногов работал с современными авторами. Ставил пьесы А.Н. Арбузова, В.С. Розова, К.М. Симонова, А.В. Вампилова, В.М. Шукшина, А.И. Гельмана, инсценировал произведения М.А. Шолохова («Тихий Дон» и «Поднятая целина»), В. Ф. Тендрякова («Три мешка сорной пшеницы»). Эти спектакли неизменно становились событиями в театральной жизни страны.

Георгий Товстоногов был режиссёром-новатором, который не только выпустил много выдающихся спектаклей, но и создал режиссёрскую школу, воспитал последователей, которые, как и их учитель, обновляют сценическое искусство России.

Сергей Юрский — Чацкий. Постановка пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума». 1962 г.

407

 

 

ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ

Жарким летом 1955 г. на чердаках и лестничных клетках то одних, то других московских домов ютился рыжеватый молодой человек в потёртом костюме. Был он приезжим, без друзей и работы, и ночевать ему было негде. Днём молодой человек ходил по театрам в надежде устроиться актёром. Но директорам и главным режиссёрам он не нравился. Лишь в Театр имени Ленинского комсомола его приняли на разовые выходы. Молодого человека звали Иннокентием Михайловичем Смоктуновским (1925— 1994).

К моменту своего безрассудного приезда в Москву Смоктуновский был провинциальным артистом со стажем. Сын портового грузчика из Красноярска, прошедший войну, Смоктуновский работал в театрах Красноярска и Сталинграда, Норильска и Махачкалы. Играл много, но отличался неуживчивым характером. В Норильске под нажимом директора театра он взял псевдоним Смоктуновский (его настоящая фамилия — Смоктунович, а директор настаивал на псевдониме Славянин). Согласно легенде, в 1955 г., хлопнув дверью дирекции Сталинградского драматического театра имени М. Горького после очередного скандала, Смоктуновский сказал: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом». О нём услышали через два года.

В Москве летом 55-го Смоктуновский всё-таки сумел устроиться в Театр-студию киноактёра, начал сниматься в эпизодических киноролях. В одной из картин, она называлась «Солдаты» (1957 г.; по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»), ему досталась роль побольше и позначительнее — он сыграл интеллигентного лейтенанта Фарбера. Говорят, именно после этого фильма Смоктуновского запомнил главный режиссёр ленинградского Большого драматического театра Георгий Александрович Товстоногов и пригласил на роль князя Мышкина в инсценировке романа «Идиот» Ф.М. Достоевского (1957 г.). Режиссёр решил, что у этого неизвестного и очень странного артиста «глаза Мышкина».

Увидев на сцене интеллигентного, обезоруживающе доверчивого и какого-то бесплотного «рыцаря бедного» — князя Мышкина в исполнении Смоктуновского, публика середины 50-х испытала настоящий шок. Перед зрителями предстала глубокая, оригинальная и бесконечно цельная личность. Это было похоже на чудо: Смоктуновский явил на сцене чистую красоту человеческой души. «После войны, после разрухи и голода людей очень интересовал быт, а я в конце 50-х пришёл и сказал: „Дух!". И они откликнулись» — так объяснял актёр свой триумф. Роль князя Мышкина сделала из тридцатидвухлетнего Смоктуновского главного интеллектуального артиста страны.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz