Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Постепенно в театральном доме на Малой Бронной наступил кризис.

Совсем другой стиль у Театра-студии под руководством Петра Фоменко. В 1993—1994 гг. театральная Москва с увлечением смотрела студенческие спектакли актёрско-режиссёрского курса Петра Наумовича Фоменко (родился в 1932 г.) в ГИТИСе. Эти дипломные работы составили основу репертуара будущего театра, который стал называться «Мастерская Петра Фоменко». Участники спектаклей — молодые люди, впитавшие лучшие культурные традиции и при этом несущие что-то свежее и молодое. «Мастерской» долго мыкалась по чужим сценам, пока, наконец, в 1999 г. не обрела свой дом — помещение бывшего кинотеатра «Киев».

В репертуаре театра — остроумная и изящная трактовка пьесы М.И. Цветаевой «Приключение» (1993 г.; спектакль Ивана Поповски о Казанове идёт... в коридоре). Зрительский интерес вызвало «прозрачное» и мудрое прочтение пьесы А. Н. Островского «Волки и овцы», где артисты «Мастерской» сыграли лучшие свои роли (1992 г.; постановка Петра Фоменко).

Молодые артисты театра — рыжеволосые сёстры-близнецы Полина и Ксения Кутеповы, изысканная Галина Тюнина, органичный, с завидным чувством юмора Юрий Степанов и другие — стали любимцами театральной Москвы. Труппа обновляется за счёт выпускников курсов Петра Фоменко в ГИТИСе (так называемые «младшие фоменки»).

В подвале дома в Скатертном переулке разместился театр-студия «Человек». Художественный руководитель Людмила Рошкован в начале 80-х гг. приютила под крышей своего театра группу молодых артистов и режиссёров, некоторое время назад окончивших Школу-студию при МХАТе. Здесь можно было увидеть спектакль «Эмигранты», появившийся ещё в 1984 г. и шедший почти нелегально. Камерная пьеса Славомира

Сцена из спектакля «Месяц в деревне» (пьеса И.С. Тургенева). Режиссёр С. Женовач. «Мастерская Петра Фоменко», Москва. 1997 г.

Мрожека была поставлена Михаилом Мокеевым для двух артистов — Романа Козака и Александра Феклистова. Два совершенно разных человека, интеллектуал и простой работяга, загнанные в трущобы чужой страны, доводили друг друга до исступления, почти до отчаяния. Издевались друг над другом, презирали, но всё-таки пытались примириться.

Выпускники мхатовской школы, пригревшиеся в «Человеке», в конце концов, вернулись обратно под крыло МХАТа. На смену им в начале 90-х гг. в подвал дома в Скатертном переулке пришли другие — на этот раз ученики Петра Фоменко из ГИТИСа.

Всего в Москве насчитывается несколько десятков студий, среди которых и те, которые придерживаются старых традиций, и те, которые стремятся освоить язык и формы театрального авангарда.

411

 

 

 

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» (пьеса А. П. Чехова). Режиссёр А. Эфрос. Московский театр на Таганке. 1975 г.

Отношения со «своими» актёрами стали натянутыми. Эфрос выпустил «Тартюфа» (1980 г.) и «Живой труп» (1982 г.) во МХАТе, делал спектакли в Японии, Финляндии. В 1983 г. главный режиссёр Театра на Таганке Юрий Любимов отправился ставить «Преступление и наказание» в Англию и не вернулся. Он был лишён советского гражданства и освобождён от руководства «Таганкой». Возглавить театр предложили Анатолию Эфросу. Это назначение вызвало мощное сопротивление артистов, преданных своему учителю. Эфрос же хотел только одного — работать. Он надеялся, что совместное творчество понемногу сгладит конфликтную ситуацию. Но этого не произошло. В 1984 г. Эфрос выпустил «На дне» Горького, где на огромной пустой сцене с кирпичной стеной и зияющими глазницами окон звучала песня Высоцкого «Что за дом такой, погружён во мрак...». Последним спектаклем режиссёра стал мольеровский «Мизантроп» (1986 г.). 13 января 1987 г. Анатолий Эфрос умер от сердечного приступа.

Те, кто создал славу отечественного театра 60—80-х гг., оставили последователей и учеников, очень разных, талантливых и самостоятельных. Они работают во многих городах России, ставят как драматические, так и оперные спектакли.

ПОКОЛЕНИЕ ПЕРЕЛОМНОЙ ЭПОХИ

На рубеже 80—90-х гг. в центре внимания критиков и зрителей оказались режиссёры среднего поколения — сорокалетние. Им не были свойственны ни иллюзии шестидесятников, ни дерзость и чёрный юмор более молодых коллег.

Они очень разные, и каждый создал свой театр. Анатолий Александрович Васильев (родился в 1938 г.) после окончания театрального ин-

Кама Гинкас и Генриетта Яновская. Художник О. Саваренская. 1982 г.

Лев Абрамович Додин.

412

 

 

ститута ставил спектакли в разных московских театрах, а в 1987 г. основал собственный экспериментальный театр «Школа драматического искусства». Спектакли Васильева необычны. Режиссёр воспринимает актёров как своеобразные музыкальные инструменты; при помощи театра он и его ученики стремятся постичь смысл бытия.

Генриетта Львовна Яновская (родилась в 1940 г.) и Кама Миронович Гинкас (родился в 1941 г.) приобрели популярность в переломные для страны годы. Их спектакли идут на сцене Московского театра юного зрителя. Яновская — главный режиссёр, Гинкас — так называемый очередной. Постановочная манера мастеров различна: работы Гинкаса мрачны и рациональны, у Яновской — больше игры и фантазии. ТЮЗ с их приходом обрёл новое дыхание и совсем не детское лицо.

Лев Абрамович Додин (родился в 1944 г.) с 1975 г. работает в Малом драматическом театре в Санкт-Петербурге. Его спектакль «Братья и сёстры» (1985 г.; по роману Фёдора Абрамова «Дом») с успехом шёл на сценах разных городов Европы. Додин ставил спектакли в Париже и Хельсинки, работал для фестиваля в Зальцбурге, выступал как оперный режиссёр.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

В последней четверти XX столетия мировой театр развивается активно и непредсказуемо. На международных театральных фестивалях играются спектакли, созданные на разных

сценах Европы и мира. Публика воспринимает увиденное как явление, рождённое в едином европейском доме. Театры России — постоянные участники этих фестивалей. В нашей стране также проводятся фестивали и конкурсы. Победителям вручаются призы с красивыми названиями: «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Золотой софит».

В театре в последние десятилетия формы авангарда мирно уживаются с приёмами, возникшими в давние времена. Создатели спектаклей обращаются к вопросам нынешнего дня и проблемам вечным. Художники рассказывают о том, что важно для всех людей, независимо от того, где они живут: в Вене или в Москве, в Токио или в Париже, в Каире или в Лондоне... Поставленные в разных уголках планеты спектакли заставляют то плакать, то смеяться, то сокрушаться, то недоумевать, но главное — вселяют надежду.

Сцена из спектакля «Дон Жуан, или „Каменный гость" и другие стихи». Режиссёр А. Васильев. Театр «Школа драматического искусства», Москва. 1998 г.

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz