Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ПУТИ К ИЗОБРЕТЕНИЮ

КАК ДЕЛАЕТСЯ КИНО

АНИМАЦИЯ

ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ

ФРАНЦИЯ — РОДИНА КИНО

СОЗДАНИЕ ГОЛЛИВУДА

НАЧАЛО

КИНЕМАТОГРАФА В РОССИИ

РОЖДЕНИЕ ЗВУКОВОГО КИНО

ЭКРАННЫЙ ОБЛИК ВОЙНЫ

КАРДИОГРАММА СОВРЕМЕННОГО КИНО

 

 

Древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусства, появлялся на Парнасе в окружении девяти дочерей Зевса — муз. Богини жили на священной горе Геликон, где бил источник вдохновения. Каждая муза имела своё назначение. Эвтерпа «заведовала» лирической поэзией, Терпсихора — танцами, Каллиопа — эпической поэзией, Эрато — любовными песнями, Мельпомена — трагедией, Талия — комедией, Клио — историей, Полигимния — священными гимнами, Урания — астрономией. И вот на пороге XX в. чинный строй дочерей Зевса нарушила дерзкая особа, бросившая вызов освящённому временем порядку. 28 декабря 1895 г. в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов тридцать пять человек, заплативших по франку за сеанс ещё никому не ведомого «синематографа», стали свидетелями рождения нового искусства. По прошествии столетия покровительствующей ему музе так и не придумали имени и называют просто по порядковому номеру — Десятой.

Кино, за которое отвечает Десятая муза, невозможно приписать к ведомству ни одного из старших искусств. Это дитя века техники — и музу кино иногда даже называют Технэ. Поначалу ничто не предвещало новому изобретению статуса искусства. Его создатели относились к своему детищу довольно легкомысленно. Огюст Люмьер думал, что они с братом сконструировали всего лишь забавную игрушку, которая будет в моде не дольше полугода. А Луи Люмьер будто бы рассказывал, что изобрёл кино, когда заболел гриппом: лежал в постели и от нечего делать разработал проект синематографа.

Кинематограф появился тогда, когда в нём возникла потребность. На рубеже XIXXX вв. мир стремительно перестраивался; массы людей покидали насиженные места и перебирались в крупные города. Новоявленные горожане представляли собой огромную аудиторию, которая нуждалась в доступных ей развлечениях. Театры и музеи, концертные залы и библиотеки требовали от «потребителя» определённой подготовки, интеллектуального и душевного напряжения. Это было под силу далеко не всем — ведь многие из вчерашних крестьян не владели даже элементарной грамотой. Поэтому кинематограф и стал самым массовым из искусств, что обеспечило ему жизнеспособность и динамизм развития.

Изобретения в механике, оптике, химии подготовили условия для

Первый киносеанс в «Гран-кафе», Париж.

416

 

 

рождения нового искусства. Цепь технических открытий завершилась последним шагом, сделанным сметливыми французами. Прошло несколько месяцев после знаменитого сеанса на бульваре Капуцинов, и первые кинооператоры (они же были и киномеханиками) с аппаратами и киноплёнками разъехались по всему свету — как герой картины Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (правильное название улицы в Париже — бульвар Капуцинов), которого сыграл Андрей Миронов.

Первые фильмы братьев Люмьер — «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Завтрак ребёнка» поражали зрителей тем, что точно фиксировали действительность. Эти короткие жизненные зарисовки заложили одно из первых направлений в киноискусстве, которое стали впоследствии называть «линией Люмьера», — документально-реалистическое, максимально достоверное отображение окружающей жизни. Но в 1896 г. в кино пришёл новый человек — Жорж Мельес, директор и режиссёр парижского театра «Робер Уден», в котором ставили фантастические феерии. Мельес приобрёл в Англии кинокамеру и приступил к съёмкам игровых фильмов с участием актёров своего театра. Так возникло второе направление в кинематографе — «линия Мельеса». Зрителям тех наивных, несовершенных лент, конечно, и не снилось, какие головокружительные эксперименты «человека с киноаппаратом» — Дзиги Вертова породит «линия Люмьера», с какой потрясающей достоверностью «линия Мельеса» с помощью Стивена Спилберга или братьев Вачовски перенесёт зрителей и в самое давнее прошлое — в «Парк юрского периода», и в отдалённое будущее — в мир, где умами людей владеет зловещая «Матрица».


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz