|
Современный кинотеатр приглашает
на очередную премьеру. 438 публика, в конце концов, пресытится телевидением и видео, ей надоест добровольное домашнее затворничество и она вновь устремится в кинотеатры. Современный российский киновед А.С. Трошин писал: «Внимательные коммерсанты отнеслись к предсказанию серьёзно. Они незамедлительно заказали проекты кинотеатров нового типа — мультиплексов (от лат. multum —«много» и complexus — «связь»), которые начали возникать в городах Европы на рубеже 80—90-х гг. В такие кинотеатры потянулись очереди. Европейцев смогли вытащить из дома, из удобного кресла перед телевизором с пультом дистанционного управления, цифровые (компьютерные) визуальные и звуковые эффекты фильмов Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса и других режиссёров, создающих блокбастеры. Под такое кино мультиплексы как раз и создавались». Но это была не единственная причина, заставившая людей вновь вернуться в кинотеатры. Одной из главных проблем современного общества является разобщённость. Посещение же нового шикарного мультиплекса или премьеры фильма — это для многих ещё и «выход в свет», подтверждающий принадлежность к культурному сообществу. Взаимоотношения кино и телевидения прошли несколько этапов. В 50-х — начале 60-х гг. зависимость кино от телевидения была значительной. Телевизионный экран воспринимался как «маленькое кино». В 90-х гг. происходило скорее обратное. Для ребёнка, впервые попавшего в кинотеатр, экран — это «большой телевизор». В 50-х гг. считалось, что телевидение не имеет собственных выразительных средств. Оно рассматривалось как наглядная отрасль журналистики, «сделанная» методами кино. Но в то же время телевидение служило для того, чтобы, не выходя из дома, можно было посмотреть фильм, спектакль, репортаж с выставки, послушать концерт. Первыми специальными телевизионными программами стали документальные и игровые телефильмы. Документальные ленты походили на журналистские репортажи. Объём игровых картин был меньше, чем сейчас; события развивались медленнее. В фильмах преобладали крупные планы, поскольку маленький экран телевизора требовал крупного изображения. Один из главных принципов телевидения — многосерийность. Серии длятся недолго, прерываясь, как правило, на самом интересном месте. Отдельные эпизоды сюжета повторяются либо в начале следующей Телевизионная студия. Спецэффект из фильма «Супермен-2». Режиссёр Р. Лестер. *Блокбастер (англ. blockbuster — буквально «бомба большого калибра») — в кино используется как жаргонный термин для обозначения фильмов высокого бюджета (свыше ста миллионов долларов). 439 Компьютерное видео. серии, либо как воспоминания героев. Персонажи переходят из одной серии в другую на протяжении всего сюжета; иногда к ним добавляются новые. В конце сериала каждого из героев ждёт какое-то решение его судьбы. «Многосерийность» свойственна и другим телевизионным передачам. Например, программы новостей, самые длинные из которых, как и одна серия, занимают тридцать-сорок минут, прерываются до следующего выпуска и рассказываются одними и теми же персонажами — ведущими, комментаторами. Число действующих лиц также ограниченно: это политики, военные, спортсмены и представители Гидрометцентра. Ведущие повторяют каждую новость до тех пор, пока она не перестаёт восприниматься. Все телевизионные программы — это «сериалы» иногда с бесконечным, как программа новостей или реклама, количеством серий. В течение дня такие «серии» на разные темы перетекают одна в другую, образуя программу — неразрывную сетку телевизионного дня. В середине 70-х гг. роли кино и телевидения определились чётче. Кино искало приёмы и сюжеты, несвойственные телеэкрану. Сюжет, изображение стали сложнее, требуя всё большего зрительского напряжения. В телефильме же использовались условные приёмы и средства, уподоблявшие его эстрадному номеру и театральному представлению. Происходящее на телеэкране делалось как можно более лёгким для восприятия, превращалось в развлечение и поэтому притягивало зрителей всё сильнее и сильнее. |